Кислородный датчик, расположенный в выхлопной трубе, наблюдает за концентрацией кислорода в потоке выхлопных газов.
В зависимости от концентрации датчик формирует выходной сигнал напряжением от 0.1V (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 0.9 V (низкое содержание кислорода — богатая смесь)
Примечание: Доступ к кислородному датчику на двигателях модели 5.2L весьма затруднен. Разъем кабеля находится очень близко к выхлопной трубе и для рук остается очень небольшое свободное пространство. Тем не менее, датчик можно проверить с помощью специального прибора, или же доверив эту операцию специалистам на станции технического обслуживания.
Модуль электронного управления постоянно контролирует этот изменяющийся сигнал для определения пропорции топливовоздушной смеси.
Модуль электронного управления регулирует эту пропорцию, изменяя ширину импульса (продолжительность открытия) инжекторов топлива.
Отношение 14.7 частей воздуха к 1 части топлива является лучшим для наиболее полного сгорания топлива, при котором выброс вредных веществ в атмосферу остается минимальным и каталитический конвертер работает с максимальной эффективностью.
Модуль электронного управления с помощью кислородного датчика старается все время поддерживать именно эту пропорцию (14.7:1).
Кислородный датчик не выдает никакого сигнала при температуре ниже 315°С, являющейся его нормальной рабочей температурой. Во время прогрева двигателя модуль электронного управления работает в режиме «разомкнутого контура».
Когда двигатель достигнет нормальной рабочей температуры, и/или проработает более двух минут, и если кислородный датчик выдает постоянный сигнал напряжением ниже 0.45V при 1500 и более об/мин, то модуль электронного управления выводит код 51 или 52. Если же он обнаружит какие-либо неисправности в цепи кислородного датчика, будет выведен код 21.
При обнаружении каких-либо неисправностей в цепи модуль электронного управления работает в режиме «разомкнутого контура» — т.е. он управляет подачей топлива, исходя из заданной по умолчанию величины концентрации кислорода, а не по сигналу, поступающему отдатчика.
Правильная работа кислородного датчика зависит от четырех условий:
Электрический контакт — поскольку датчик выдает сигнал очень низкого напряжения, его прохождение требует чистых надежных контактов, которые нужно проверять в первую очередь при сомнениях в правильности его работы или при выводе кода неисправности в его цепи.
Доступ внешнего воздуха — датчик сконструирован таким образом, чтобы внутрь его всегда мог попадать воздух. При снятии, установке или замене всегда следите за тем, чтобы его воздушные каналы не были перекрыты.
Соответствующая рабочая температура — модуль электронного управления не будет реагировать на сигнал, пока температура датчика не достигнет примерно 315°С. При оценке работы датчика этот фактор всегда нужно принимать во внимание.
Неэтилированное топливо — оно не должно содержать тетраэтилсвинец, что очень важно для правильной работы датчика.
В дополнение к вышесказанному следует указать на некоторые меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при обслуживании датчика.
Кислородный датчик имеет постоянно прикрепленный провод и электрический разъем, который нельзя отсоединять от датчика. Отсоединение или повреждение этого провода и разъема неблагоприятным образом скажется на работе датчика.
Нельзя допускать попадания грязи, масла и т.п. на электрический разъем и на щелевой конец датчика.
При обслуживании кислородного датчика нельзя пользоваться какими-либо растворителями.
He допускайте падения датчика или небрежного с ним обращения.
Силиконовый чехол должен быть правильно установлен, не допуская его расплавления и так, чтобы он не оказывал влияния на работу датчика.
Проверка
Найдите электрический разъем датчика и вставьте длинный кусок проволоки в гнездо черного/оранжевого провода кислородного датчика (провод электрического сигнала) (см. иллюстрацию).
Подсоедините положительный щуп вольтметра к проволоке, а отрицательный — на массу.
Пронаблюдайте величину сигнала (в mV) во время прогрева двигателя.
Сначала датчик должен выдавать постоянный по величине сигнал (режим «разомкнутого контура») примерно 0.1 — 0.2 V, пока двигатель холодный.
Примерно через две минуты двигатель прогреется до рабочей температуры и сигнал начнет изменяться от 0.1 до 0.9V («замкнутый контур»).
Если датчик не войдет в режим «замкнутого контура», или период его вхождения в этот режим будет слишком долгим («ленивый» датчик), замените его на новый.
Проверьте также обогреватель датчика.
Разъедините разъем и подключите омметр между двумя белыми проводами (см. иллюстрацию). Он должен показывать примерно 5-7 Ом.
Проверьте напряжение питания обогревателя. Замерьте напряжение между оранжевым/черным (+) и черным/голубым (-) проводами разъема кислородного датчика.
При положении ключа зажигания в позиции ON (двигатель не работает) вольтметр должен показывать напряжение аккумуляторной батареи.
При отсутствии напряжения проверьте цепь между реле питания, модулем электронного управления и датчиком.
Примечание: Важно помнить, что напряжения питания будет подаваться только в течение примерно 2 секунд, потому что в системе имеется реле, переключающее напряжение(реле кондиционера воздуха).
Если вышеуказанные измерения дадут отрицательный результат, кислородный датчик нужно заменить.
Замена
Примечание: Поскольку датчик установлен в выпускном коллекторе или выхлопной трубе, которые при охлаждении сжимаются, возможно, что его будет очень трудно отвернуть в холодном состоянии. Для снижения риска его повреждения (если вы собираетесь его повторно использовать), запустите двигатель и дайте ему поработать одну-две минуты, затем заглушите его. Старайтесь не обжечься при выполнении нижеследующих действий.
Отсоедините провод отрицательного полюса аккумуляторной батареи.
Поднимите автомобиль домкратом и установите его на опоры.
Осторожно разъедините электрический разъем датчика.
Осторожно выверните датчик из выпускного коллектора.
Для облегчения снятия датчика в будущем на его резьбу следует нанести противосхватывающий состав.
Резьба нового датчика уже будет покрыта этим составом, но если датчик снимается с целью его последующей установки, его резьбу нужно вновь покрыть этим составом.
Установите на место датчик и прочно затяните его.
Подключите его разъем к кабелю двигателя.
Опустите автомобиль, сделайте пробный выезд, чтобы убедиться в отсутствии индикации кодов неисправностей.