На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 обычно устанавливают сцепление рычажного типа с периферийным расположением пружин или усиленное сцепление с диафрагменной пружиной

На автомобили с двигателями ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают только сцепление с диафрагменной пружиной.

Привод выключения сцепления один и тот же для сцеплений обоих типов.

Только рабочий цилиндр расположен на двигателях ЗМЗ-402 с левой стороны картера сцепления, а на ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 с правой стороны.

- Причина неисправности Способ устранения

Неполное выключение сцепления - сцепление "ведет". (Не включаются или включаются с трудом передачи):

  • - При работе двигателя на холостых оборотах, включенный прямой передаче и выключенном сцеплении вторичный вал коробки передач не должен вращаться. Для проведения проверки необходимо снять карданную передачу и вставить в задний картер коробки передач отдельную скользящую вилку карданной передачи для предотвращения течи масла
  • - Наличие воздуха в гидравлическом приводе сцепления, статья - "Как прокачать и заменить жидкость гидропривода сцепления" - Прокачать гидравлическую систему привода сцепления, убедиться, что перемещение конца вилки - не менее 14 мм
  • - Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала - Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
  • - Коробление ведомого диска - Заменить ведомый диск или выправить его, статья - "Как снять диски сцепления"
  • - Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения сцепления - Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления

Неполное включение сцепления - сцепление буксует (ощущается специфический запах, ухудшается разгон автомобиля, падает скорость движения, с трудом преодолевается подъем):

  • - Ослабление нажимных пружин - Заменить пружины новыми
  • - Замасливание фрикционных накладок ведомого диска - Заменить ведомый диск или фрикционные накладки. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой
  • - Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска - Заменить фрикционные накладки или ведомый диск. Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой с учетом рекомендаций
  • - Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра из-за набухания манжеты - Промыть рабочей жидкостью главный цилиндр или заменить манжету

Неплавное включение сцепления:

  • - Замасливание фрикционных накладок ведомого диска - Заменить фрикционные накладки
  • - Износ фрикционных накладок (до заклепок) - Заменить ведомый диск или фрикционные накладки
  • - Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Устранить заедание на шлицах
  • - Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги - Отрегулировать взаимное расположение рычагов
  • - Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска - Заменить ведомый диск
  • - Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или выступов нажимного диска в окнах кожуха - Устранить заедание (зачистить сопрягаемые поверхности)

Вибрации и шумы в трансмиссии при движении:

  • - Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска - Заменить ведомый диск в сборе
  • - Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя - Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя

Писк и шум в сцеплении при работающем двигателе:

  • - Выход из строя подшипника выключения сцепления - Заменить подшипник. Проверить и восстановить соосность картера сцепления и коленчатого вала

Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе:

  • - Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепления - Смазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом (ОСТ 08-420-74) или заменить изношенные втулки новыми

Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль. При плавном нажатии педаль легко доходит до упора, сцепление не выключается:

Понижение уровня жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления:

  • - Износ или затвердение манжеты поршня рабочего цилиндра - подтекание жидкости - Заменить манжету
  • - Нарушение герметичности соединения трубопровода с главным и рабочим цилиндрами - подтекание жидкости - Подтянуть соединительные гайки

Выберите язык