На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 обычно устанавливают сцепление рычажного типа с периферийным расположением пружин или усиленное сцепление с диафрагменной пружиной
На автомобили с двигателями ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают только сцепление с диафрагменной пружиной.
Привод выключения сцепления один и тот же для сцеплений обоих типов.
Только рабочий цилиндр расположен на двигателях ЗМЗ-402 с левой стороны картера сцепления, а на ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 с правой стороны.
- Причина неисправности Способ устранения
Неполное выключение сцепления - сцепление «ведет»
(не включаются или включаются с трудом передачи):
- При работе двигателя на холостых оборотах, включенный прямой передаче и выключенном сцеплении вторичный вал коробки передач не должен вращаться
Для проведения проверки необходимо снять карданную передачу и вставить в задний картер коробки передач отдельную скользящую вилку карданной передачи для предотвращения течи масла
- Наличие воздуха в гидравлическом приводе сцепления, статья - "Как прокачать и заменить жидкость гидропривода сцепления"
Прокачать гидравлическую систему привода сцепления, убедиться, что перемещение конца вилки - не менее 14 мм
- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала
Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
- Коробление ведомого диска
Заменить ведомый диск или выправить его, статья - "Как снять диски сцепления"
- Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения сцепления
Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления
Неполное включение сцепления - сцепление буксует
(ощущается специфический запах, ухудшается разгон автомобиля, падает скорость движения, с трудом преодолевается подъем):
- Ослабление нажимных пружин
Заменить пружины новыми
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска
Заменить ведомый диск или фрикционные накладки.
В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой
- Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска
Заменить фрикционные накладки или ведомый диск
Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой с учетом рекомендаций
- Засорено или перекрыто кромкой манжеты компенсационное отверстие главного цилиндра из-за набухания манжеты
Промыть рабочей жидкостью главный цилиндр или заменить манжету
Неплавное включение сцепления:
- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска
Заменить фрикционные накладки
- Износ фрикционных накладок (до заклепок)
Заменить ведомый диск или фрикционные накладки
- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач
Устранить заедание на шлицах
- Неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги
Отрегулировать взаимное расположение рычагов
- Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска
Заменить ведомый диск
- Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или выступов нажимного диска в окнах кожуха
Устранить заедание (зачистить сопрягаемые поверхности)
Вибрации и шумы в трансмиссии при движении:
- Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска
Заменить ведомый диск в сборе
- Износ фрикционной шайбы или ослабление нажимной пружины фрикционного гасителя
Заменить фрикционную шайбу или пружину гасителя
«Писк» и шум в сцеплении при работающем двигателе:
- Выход из строя подшипника выключения сцепления
Заменить подшипник. Проверить и восстановить соосность картера сцепления и коленчатого вала
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе:
- Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепления
Смазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом (ОСТ 08-420-74) или заменить изношенные втулки новыми
Выключение сцепления происходит только при резком нажатии на педаль.
При плавном нажатии педаль легко доходит до упора, сцепление не выключается:
- Загрязнение или большой износ зеркала главного цилиндра. Большой износ манжеты поршня главного цилиндра
Промыть, а при износе заменить главный цилиндр. Заменить манжету, статья - "Замена главного и рабочего цилиндров сцепления"
Понижение уровня жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления:
- Износ или затвердение манжеты поршня рабочего цилиндра - подтекание жидкости
Заменить манжету
- Нарушение герметичности соединения трубопровода с главным и рабочим цилиндрами - подтекание жидкости
Подтянуть соединительные гайки