Микропроцессорная система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя с установкой оптимального угла опережения зажигания для данного режима работы двигателя

Эта система управляет работой электромагнитного клапана экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).

С помощью микропроцессорной системы зажигания достигается более экономичная работа двигателя; при повышении его мощностных показателей исключается работа двигателя с детонацией и выполняются нормы по токсичности выхлопных газов.

Эта система долговечнее и надежнее по сравнению с классической системой зажигания.

В ней отсутствуют детали, подвергающиеся износу (кроме электродов свечей зажигания).

Нумерация выводов разъемов (вид со стороны проводов): Х1 - разъем блока управления системой зажигания; Х2 - разъем датчиков температуры и детонации; Х3 - разъем датчиков положения коленчатого вала и абсолютного давления

На части автомобилей может быть установлен блок управления МИКАС 7. 1.243.376-3-01.

  • - формирования импульсов электрического тока для работы электромагнитного клапана ЭПХХ;
  • - обеспечения работы всей системы в резервном режиме (в случае выхода из строя отдельных элементов системы);
  • - диагностики неисправностей системы.
Схема микропроцессорной системы зажигания двигателей ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 (условные обозначения элементов); III - к подогревателю - отопителю (устанавливается на часть автомобилей); IV - схема системы зажигания; A, B, C, D, E - к схеме подогревателя - отопителя (устанавливается на часть автомобилей). При его установке оранжевый провод между 33 и 41 отсоединен. I - цепь; II - контакт; III - адрес 1* - "масса"; 2* - "+ 12 В"; 3* - вывод 15; 4* - к контрольной лампе диагностики; 5* - к тахометру; 6* - общий; 7* - питание на 62; 8* - сигнал от 62; 9* - сигнал от 63; 10* - сигнал от 64; 11* - сигнал от 65 (+); 12* - сигнал от 65 (-); 13* - управление 66; 14* - управление 60; 15* - управление 60

Основной элемент блока — микропроцессор — производит все расчеты и выработку всех необходимых данных, обеспечивающих работу системы зажигания и ЭПХХ. Блок работает в комплекте со следующими датчиками и узлами:

  • - датчик положения коленчатого вала и оборотов (датчик синхронизации);
  • - датчик абсолютного давления воздуха во впускной трубе двигателя;
  • - датчик температуры двигателя;
  • - датчик детонации;
  • - катушки зажигания;
  • - электромагнитный клапан ЭПХХ;
  • - контрольная лампа диагностики.

Микропроцессорная система зажигания и ЭПХХ работают следующим образом.

При включении зажигания на панели приборов загорается сигнализатор В это время микропроцессор работает в режиме самодиагностики.

После окончания этого режима контрольная лампа гаснет, если не обнаружены неисправности, или горит, если обнаружена неисправность.

Если сигнализатор потух, система исправна и готова к работе.

При прокрутке двигателя стартером по сигналам датчика положения коленчатого вала блок управления выдает импульсы электрического тока в катушки зажигания для обеспечения работы свечей в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1-3-4-2.

Высокое напряжение с каждой катушки зажигания одновременно подается к двум свечам:

  • - к свече в цилиндре, где происходит такт сжатия рабочей смеси (например, 1-й цилиндр) и электрический разряд который воспламеняет ее;
  • - одновременно происходит электрический разряд во второй свече в четвертом цилиндре, где происходит такт выхода отработавших газов, этот разряд не влияет на работу двигателя.

Неисправности системы зажигания и ЭПХХ

В блоке управления имеется режим самодиагностики, с помощью которого можно определить неисправности в системе.

Если блок управления в режиме самодиагностики не может определить неисправность, то необходимо пользоваться специальным прибором DST-2 с соответствующим картриджем (кассета с программой).

При этом необходимо руководствоваться инструкцией, прилагаемой к прибору.

Блок управления в режиме самодиагностики выдает световые коды на контрольную лампу.

Каждой неисправности присвоен свой цифровой код. Цифровой код определяется по числу включений контрольной лампы.

Сначала считают число включений лампы для определения первой цифры кода (например, цифре 1 — одно короткое включение 0,5 с, цифре 2 — два коротких включения, затем идет пауза 1,5 с.

После нее считают число включений для определения второй цифры кода, затем третьей, после чего идет пауза в 4 с, определяющая конец кода).

Если код трехзначный, первая цифра высвечивается длительностью 1 с.

Диагностический разъем: 1 - диагностический разъем; 2 - дополнительный провод

Для перевода блока управления в режим самодиагностики:

  • - отключить аккумуляторную батарею на 10—15 с и вновь подключить;
  • - запустить двигатель и дать ему поработать 30-60 с на холостом ходу,- отдельным проводом соединить выводы диагностической розетки согласно рисунка.

Розетка установлена в моторном отсеке на щитке передка с левой стороны.

После перевода блока управления в режим самодиагностики контрольная лампа должна  высветить код 12 три раза, что свидетельствует о начале работы режима самодиагностики.

Следующие коды будут отображать имеющуюся неисправность или несколько неисправностей. Каждый код повторяется трижды.

После индикации всех кодов имеющихся неисправностей трижды высвечиваться код 12 и индикация кодов повторяется.

Если блок управления не может определить неисправность или неисправностей нет, высвечивается код 12. Диагностические коды приведены в таблице.

№ кода - Неисправность

  • 12 - Режим самодиагностики включен
  • 15 - Короткое замыкание в цепи датчика абсолютного давления воздуха
  • 16 - Обрыв цепи датчика абсолютного давления воздуха
  • 21 - Короткое замыкание в цепи датчика температуры двигателя
  • 22 - Обрыв в цепи датчика температуры двигателя
  • 25 - Низкий уровень напряжения в бортовой сети автомобиля
  • 51,52, 61-65 - Неисправность блока управления
  • 53 - Неисправность датчика положения коленчатого вала или высокий уровень помех в бортовой сети автомобиля
  • 181 - Короткое замыкание в цепи контрольной лампы диагностики (определяется только прибором DST-2)
  • 182 - Обрыв цепи контрольной лампы диагностики (определяется прибором DST-2)
  • 197 - Короткое замыкание в цепи клапана ЭПХХ
  • 198 - Обрыв цепи клапана ЭПХХ

Датчик положения коленчатого вала двигателя (синхронизации)

Датчик положения коленчатого вала; 1 - обмотки; 2 - корпус; 3 - магнит; 4 - уплотнитель; 5 - привод; 6 - кронштейн; 7 - магнитопровод; 8 - диск синхронизации

Индуктивный датчик определяет угловое положение коленчатого вала двигателя, синхронизацию работы блока управления с рабочим процессом двигателя и частоту его вращения.

Датчик детонации установлен на правой стороне блока цилиндров в зоне четвертного цилиндра.

Датчик детонации: 1 - штекер; 2 - изолятор; 3 - корпус; 4 - гайка; 5 - упругая шайба; 6 - инерционная шайба; 7 - пьезоэлемент; 8 - контактная пластина

Работа двигателя с детонацией может привести к разрушению деталей двигателя (например, поршня, прокладки головки блока и др

Основные элементы датчика: кварцевый пьезоэлемент 7 и инерционная масса 6 (шайба). При работе двигателя возникает вибрация его деталей.

Инерционная масса 6 датчика воздействует на пьезоэлемент 7; в нем возникают электрические сигналы определенной величины и формы.

Возникновение детонации в работе двигателя резко увеличивает вибрацию, что увеличивает амплитуду напряжения электрических сигналов датчика.

Электрические сигналы датчика передаются в блок управления.

По сигналам датчика детонации блок управления корректирует угол опережения зажигания до прекращения детонации.

При выходе из строя датчика или его электрических цепей блок управления сигнализирует водителю включением контрольной лампы.

Исправность датчика можно проверить только при работе двигателя прибором DST-2.

Неисправный датчик следует заменить

Датчик температуры

Микропроцессорная система зажигания ЗМЗ-406

Датчик температуры охлаждающей жидкости — это полупроводниковый элемент, меняющий свою проводимость в зависимости от окружающей температуры.

Датчик установлен в патрубке термостата и предназначен для определения температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Датчик включен в электронную схему блока управления, который по величине падения напряжения в цепи датчика (в зависимости от температуры) корректирует угол опережения зажигания.

При возникновении неисправности в датчике или в цепях датчика блок управления сигнализирует водителю включением контрольной лампы.

Исправность датчика необходимо проверять прибором DST-2; при его отсутствии — по величине падения напряжения в цепи датчика при различных температурах.

проверяется прибором DST-2 в составе автомобиля.

Катушка зажигания

Катушка зажигания (модуль): 1 - магнитопровод; 2 - корпус; 3 - катушка; 4 - обмотка вторичная; 5 - обмотка первичная; 6 - высоковольтный провод; 7 - компаунд; 8 - скоба крепления

Катушки зажигания предназначены для вырабатывания электрического тока высокого напряжения для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя.

Катушки зажигания (2 шт.) установлены сверху двигателя.

Катушка зажигания — это трансформатор. На магнитопроводе 1 намотана первичная обмотка 5, а сверху нее секциями намотана вторичная обмотка 3.

Обмотки заключены в пластмассовый корпус 2.

Пространство между обмотками заполнено компаундом 7.

На корпусе имеются выводы низкого и высокого напряжения 6.

Электрические импульсы низкого напряжения поступают в катушку зажигания с блока управления.

В катушке зажигания они трансформируются в электрические импульсы высокого напряжения, которое по проводам передается к свечам.

Электрический разряд происходит одновременно в двух свечах первого и четвертого цилиндров или второго и третьего цилиндров.

Например, один электрический разряд происходит в свече первого цилиндра, когда там заканчивается такт сжатия; второй разряд происходит в свече четвертого цилиндра, когда там происходит такт выхлопа.

Электрический разряд в свече четвертого цилиндра при такте выхлопа на работу двигателя не влияет.

При дальнейшем повороте коленчатого вала электрический разряд произойдет в свече четвертого вызовет утечки тока высокого напряжения и пробой изоляции.

При попадании масла на провода их следует протирать тряпкой, смоченной в бензине.

При необходимости следует проверять исправность токоведущей жилы провода омметром.

Сопротивление проводов к 1-му и 2-му цилиндрам должно быть не более 1000 Ом, а проводов к 3 и 4 цилиндрам — не более 900 Ом.

Наконечники свечей зажигания

Наконечник свечей зажигания: 1 - гнездо контактное; 2 - стержень; 3 - пружина; 4 - помехоподавительное сопротивление; 5 - наконечник; 6 - корпус; 7 - стопорная пружина

Провода высокого напряжения подсоединяются к свечам через специальные наконечники

Устройство наконечника показано на рисунке 8

Сопротивление исправного наконечника должно быть не более 8000 Ом.