Дефектовка и ремонт блока цилиндров ЗМЗ-406
Для определения технического состояния и ремонта блока цилиндров снимите двигатель с автомобиля и разберите его
Снимите головку блока цилиндров, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу, масляный картер и масляный насос, а также все навесное оборудование
1. Осмотрите блок цилиндров. Если обнаружены трещины, замените его.
2. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока способом опрессовки: заглушите деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подведите шланг подачи сжатого воздуха (Можно воспользоваться также резиновыми и пластмассовыми заглушками, подходящего размера). Опустите блок в ванну с водой и подайте сжатый воздух под давлением 1,5 атм.
В местах с нарушенной герметичностью будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок замените.
3. Таким же образом проверьте герметичность масляных каналов блока.
4. Осмотрите цилиндры.
Если на зеркале цилиндров есть задиры и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер и отхонингуйте.
Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанные в таблице.
В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца соответствующих ремонтных размеров.
Примечание:
Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном.
5. Проверьте зазоры между цилиндрами и поршнями.
Номинальный зазор равен 0,024—0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.
Цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, д.
Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левую наружную сторону блока напротив каждого цилиндра.
Зазор можно определить замером диаметров поршня и цилиндра.
Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.
Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15—100 мм от верхней поверхности блока (в двух взаимно перпендикулярных направлениях).
Размерные группы цилиндров и поршней |
||
Группа |
Диаметр цилиндра, мм |
Диаметр поршня, мм |
А |
номинальный размер 92,036 – 92,024 |
номинальный размер 92,000 – 91,988 |
1-й ремонтный размер * 92,536 – 92,524 |
1-й ремонтный размер 92,500 – 92,488 |
|
2-й ремонтный размер ** 93,036 – 93,024 |
2-й ремонтный размер 93,000 – 92,988 |
|
Б |
номинальный размер 92,048 – 92,036 |
номинальный размер 92,012 – 92,000 |
1-й ремонтный размер 92,548 – 92,536 |
1-й ремонтный размер 92,512 – 92,500 |
|
2-й ремонтный размер 93,048 – 93,036 |
2-й ремонтный размер 93,012 – 92,000
|
|
В |
номинальный размер 92,060 – 92,048 |
номинальный размер 92,024 – 92,012 |
1-й ремонтный размер 92,560 – 92,548 |
1-й ремонтный размер 92,524 – 92,512 |
|
2-й ремонтный размер 93,060 – 93,048 |
2-й ремонтный размер 93,024 – 92,012 |
|
Г |
номинальный размер 92,072 – 92,060 |
номинальный размер 92,036 – 92,024 |
1-й ремонтный размер 92,572 – 92,560 |
1-й ремонтный размер 92,536 – 92,524 |
|
2-й ремонтный размер 93,072 – 93,060 |
2-й ремонтный размер 93,036 – 92,024 |
|
Д |
номинальный размер 92,084 – 92,072 |
номинальный размер 92,048 – 92,036 |
1-й ремонтный размер 92,584 – 92,572 |
1-й ремонтный размер 92,548 – 92,536 |
|
2-й ремонтный размер 93,084 – 93,072 |
2-й ремонтный размер 93,048 – 92,036 |
|
* 1-й ремонтный размер увеличен на 0,5 мм ** 2-й ремонтный размер увеличен на 1,0 мм |
Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм.
Зазоры можно рассчитать, измерив диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки.
Измеряют зазоры в следующем порядке:
Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.
Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами.
Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки.
Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами, завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом
запрещается проворачивать коленчатый вал.
Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.