Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода

Рулевой механизм включает в себя рулевое колесо, рулевые валы, редуктор и детали крепления

Рулевое колесо насажено на шлицевой конец верхнего рулевого вала и закреплено гайкой. На колесе установлен выключатель звуковых сигналов, закрытый пластмассовой крышкой.

Рис. 1. Элементы рулевого управления: 1 нижний шаровой шарнир; 2 - поворотный кулак; 3 – верхний шаровой шарнир; 4 – рычаг поворотного кулака; 5 – наконечник рулевой тяги; 6 – ось маятникового рычага; 7 – кронштейн маятникового рычага; 8 – маятниковый рычаг; 9 редуктор рулевого механизма; 10 – уплотнитель вала; 11 вал червяка; 12 – нижний карданный шарнир: 13-промежуточный вал рулевого управления; 14 верхний карданный шарнир: 15 - игольчатые подшипники верхнего вала; 16 облицовочный кожух; 17 – верхний вал рулевого управления; 18 - рулевое колесо; 19 - подрулевые переключатели; 20 - труба кронштейна; 21 кронштейн рулевого вала; 22 регулировочная муфта; 23 — рулевая сошка; 24 - средняя тяга; 25 рулевой наконечник с шарниром в разрезе; 26 - боковая тяга.

Нижняя шлицевая часть верхнего рулевого вала соединяется со шлицевым концом вала редуктора через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами.

Шлицевые соединения карданных шарниров стянуты клеммами с болтами.

Верхний рулевой вал установлен в трубе кронштейна крепления на двух игольчатых подшипниках.

На трубе кронштейна установлены подрулевые переключатели.

Верхняя часть кронштейна рулевого вала закреплена на кузове двумя гайками, а нижняя – двумя винтами со срезными головками.

В гнезде кронштейна установлен выключатель зажигания с блокирующим механизмом.

Кронштейн и верхняя часть рулевого вала закрыты пластмассовыми кожухами.

Картер редуктора рулевого механизма закреплен тремя болтами на левом лонжероне кузова внутри моторного отсека.

Глобоидальный червяк, который находится в зацеплении с роликом вала сошки, установлен в картере редуктора на двух радиально-упорных (регулируемых) шариковых подшипниках.

Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок между картером и крышкой.

Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер.

На верхнем конце вала сошки установлен на шариковых подшипниках двухгребневой ролик, а на нижнем на конических шлицах закреплена сошка рулевого механизма.

Зацепление ролика с червяком регулируется винтом, установленным в верхней крышке картера.

Рулевой привод состоит из трех тяг, маятникового рычага, поворотных кулаков и их рычагов.

Средняя рулевая тяга шарнирами соединена с маятниковым рычагом и сошкой рулевого механизма.

Боковые тяги состоят из двух резьбовых наконечников, соединенных между собой резьбовой муфтой.

Муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. При вращении резьбовых муфт изменяется длина тяг и соответственно – угол схождения колес.

В наконечниках тяг также установлены шаровые шарниры для соединения с рычагами поворотных кулаков, сошкой рулевого механизма и маятниковым рычагом.

Кронштейн маятникового рычага закреплен двумя болтами на правом лонжероне кузова в моторном отсеке.

В кронштейне установлены две пластмассовые втулки, в которых поворачивается ось рычага.

Угол поворота колес ограничен двумя упорами на сошке, которые при максимальных углах поворота рулевого колеса упираются в корпус редуктора.

Возможные неисправности рулевого управления

Причина (Метод устранения)

Увеличенный свободный ход рулевого колеса:

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма - Затяните гайки

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг - Затяните гайки

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах - Замените наконечники или рулевые тяги

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес - Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком - Отрегулируйте зазор

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками - Замените втулки или кронштейн в сборе

Увеличенный зазор в подшипниках червяка - Отрегулируйте зазор

Тугое вращение рулевого колеса:

Деформация деталей рулевого привода - Замените деформированные детали

Неправильная установка углов передних колес - Проверьте углы установки колес и отрегулируйте

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком - Отрегулируйте зазор

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага - Отрегулируйте затягивание гайки

Низкое давление в шинах передних колес - Установите нормальное давление

Повреждение деталей шаровых шарниров - Проверьте и замените поврежденные детали

Отсутствует масло в картере рулевого механизма - Проверьте и долейте. При необходимости замените сальник

Несоосность вала червяка с валом рулевого механизма - Отрегулируйте шайбами соосность валов

Шум (стуки) в рулевом управлении:

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес - Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг - Затяните гайки

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками - Замените втулки или кронштейн в сборе

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага - Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка - Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг - Замените наконечники или рулевые тяги

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага - Затяните гайки болтов крепления

Ослабли гайки крепления поворотных рычагов - Затяните гайки

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес:

Давление в шинах не соответствует норме - Проверьте и установите нормальное давление

Нарушены углы установки передних колес - Проверьте и отрегулируйте углы установки передних колес

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес - Отрегулируйте зазор

Дисбаланс колес - Отбалансируйте колеса

Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг - Проверьте и затяните гайки

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага - Проверьте и затяните гайки болтов крепления

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком - Отрегулируйте зазор

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону:

Неодинаковое давление в шинах - Проверьте и установите нормальное давление

Нарушены углы установки передних колес - Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Различная осадка пружин передней подвески - Замените непригодные пружины

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески - Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените

Неполное растормаживание одного или нескольких колес - Проверьте состояние тормозной системы

Утечка масла из картера:

Износ сальника вала сошки или червяка - Замените сальник

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма - Затяните болты

Повреждения уплотнительных прокладок - Замените прокладки

Неустойчивость автомобиля:

Нарушены углы установки передних колес - Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес - Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг - Проверьте и затяните гайки

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг - Замените наконечники или рулевые тяги

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага - Проверьте и затяните гайки болтов

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка - Отрегулируйте зазор

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески - Проверьте кулаки и рычаги; замените деформированные детали