На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 все контрольные приборы расположены на щитке приборов. На нем находятся: спидометр 19, вольтметр 27, блок 15 контрольных ламп, комбинация приборов 28, а также четыре выключателя
Щиток приборов крепится к панели приборов с помощью двух винтов, закрытых заглушками 22. Чтобы снять щиток для замены перегоревших ламп или поврежденных приборов, необходимо снять отверткой заглушки 22, отвернуть винты и аккуратно вынуть щиток приборов из гнезда панели приборов.
При установке щитка на место надо не допускать резких перегибов гибкого вала привода спидометра, приводящих к остаточной деформации оболочки вала. Радиусы изгиба вала в смонтированном состоянии должны быть не менее 100 мм.
Комбинация приборов применяется типа 12.3801. Она состоит из двух приборов указателя 13 температуры охлаждающей жидкости и указателя 29 уровня топлива.
Кроме того, в ней имеется три контрольные лампы: 30 - резерва топлива, 12 - недостаточного давления масла и 14 - заряда аккумуляторной батареи.
Комбинация приборов крепится к щитку с помощью двух скоб и гаек. Корпус комбинации приборов пластмассовый.
Спереди к нему, крепится наружный ободок со стеклом, а сзади закреплена печатная плата из фольгированного стеклотекстолита, на которой установлены механизмы указателей, а также диод 10 защиты приборов.
Диод подключен между проводником "+" и "массой". Через него замыкаются на массу импульсы обратных токов, что предохраняет от размагничивания постоянные магниты указателей. Чтобы исключить взаимное влияние магнитных полей указателей, между ними находятся стальные экраны.
Характерной особенностью комбинации приборов и спидометра является коническая форма защитного стекла шкал.
Такая форма позволяет устранить блики, мешающие считывать показания приборов. Чтобы не повредить стекло, нельзя очищать его с помощью растворителей.
Существует две разновидности комбинации приборов, различающиеся схемой включения контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
До 1988 г., когда применялся генератор Г-222, один вывод лампы соединялся с "массой", а второй со штекером "87" контрольной лампы заряда, если оно имелось на автомобиле. С 1988 г., когда стал устанавливаться генератор 37.3701, один вывод лампы стал соединяться с "плюсом" питания, а второй с выводом "61" генератора.
Спидометр
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяется спидометр типа 17.3802. Он крепится к щитку приборов с помощью двух скоб и гаек.
Спидометр имеет стрелочный указатель скорости автомобиля и счетчик пройденного пути. Механизмы спидометра приводятся в действие гибким валом от привода, установленного на задней крышке коробки передач.
Один оборот гибкого вала соответствует 1 м пройденного пути. В нижней части спидометра расположены три информационные контрольные лампы 24, 25 и 26 типа АМН 12-3, которые извещают водителя о включении дальнего света фар, указателей поворота и наружного освещения.
Гнезда ламп закрыты цветными светофильтрами.
Механизм указателя скорости спидометра состоит из постоянного магнита, установленного на приводном валике и алюминиевой катушки (в виде стаканчика), закрепленной на оси вместе со стрелкой.
При вращении магнита магнитные силовые линии пронизывают катушку и индуктируют в ней ЭДС, под действием которой в катушке возникают вихревые токи. Эти токи создают собственное магнитное поле катушки.
В результате взаимодействия вращающегося магнитного поля постоянного магнита и магнитного поля катушки на нее действует крутящий момент, который поворачивает катушку, а вместе с ней и стрелку в сторону вращения магнита.
Указатель уровня топлива магнитоэлектрического типа, применяется в паре с датчиком типа БМ-150, который устанавливается в топливном баке.
Этим датчиком включается также контрольная лампа 30 резерва топлива, когда в баке осталось 4-6,5 л (или 5-7,5 л на автомобилях ВАЗ-2104).
Указатель имеет стальной штампованный корпус, в котором двумя гайками закреплен пластмассовый каркас 9 с катушками и шкалой. В нижней левой части корпуса размещена втулка с ламподержателем контрольной лампы 30 резерва топлива.
Механизм указателя состоит из пластмассового каркаса, на котором намотаны катушки, и оси со стрелкой, постоянным магнитом 8 и противовесом 7.
Ось стрелки вращается в двух подшипниках, один из которых выполнен в виде винта и с его помощью при сборке регулируют свободный ход оси.
В гнезде этого винта находится специальная демпфирующая смазка, не допускающая вибрации стрелки при движении автомобиля. Противовес служит для уравновешивания массы магнита и для установки стрелки на отметку "0" при выключенном приборе.
Катушки имеют три обмотки, одна из которых намотана перпендикулярно двум другим.
Таким образом, на постоянный магнит действует три магнитных потока, создаваемых тремя обмотками. Направление их определяется по правилу буравчика. Приборы с таким принципом действия называются еще логометрическими.
Датчик имеет проволочный реостат 39, по которому скользит контакт 40, управляемый поплавком. В зависимости от уровня топлива поплавок поднимается или опускается и перемещает подвижный контакт реостата, изменяя сопротивление датчика.
При сопротивлении датчика 285-335 Ом стрелка указателя должна находиться в начале шкалы, при 100-135 Ом в середине шкалы, а при 7-25 Ом в конце шкалы.
Когда поплавок датчика находится в нижнем положении, контакт 38 замыкается с неподвижным контактом, связанным с выводом "%" датчика и включается контрольная лампа 30.
Указатель температуры охлаждающей жидкости измеряет температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и работает совместно с датчиком ТМ-106.
Также как и указатель уровня топлива он магнитоэлектрический и имеет такую же конструкцию и принцип действия. Отличается данными обмоток и отсутствием контрольной лампы.
Датчик ТМ-106 заворачивается в головку цилиндров. Чувствительным элементом в нем является терморезистор 1, изменяющий свое сопротивление при изменении температуры.
Терморезистор прижат пружиной 2 к донышку корпуса 5, т.е. одна его сторона через корпус соединена с "массой". Другая сторона терморезистора через пружину соединена с выводным штекером, закрепленным в пластмассовой крышке 6.
Если сопротивление датчика составляет 1000-5000 Ом, стрелка должна находиться в начале шкалы, а при сопротивлении 98-110 Ом в начале красной зоны шкалы (при температуре указателя 20 °С).
Вольтметр
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяется вольтметр типа 12.3812. Он крепится к щитку приборов с помощью скобы.
Механизм вольтметра магнитоэлектрического типа. Он состоит из катушки, намотанной на разъемном пластмассовом каркасе.
В отверстиях каркаса вращается ось стрелки, на которой закреплен постоянный магнит, взаимодействующий с магнитным полем, создаваемым катушкой. Снаружи катушки расположены два постоянных магнита.
Один неподвижный, а другой установлен на конце винта и может перемещаться при вращении винта. Постоянные магниты служат для удержания стрелки в начале шкалы.
При прохождении тока в катушке вольтметра создается магнитное поле и подвижный магнит устанавливается по направлению результирующего магнитного потока, который складывается из магнитных потоков постоянных магнитов и катушки.
Чем больше сила тока, проходящего через катушку, тем на большую величину отклоняется стрелка. Последовательно с катушкой включен дополнительный резистор. Его сопротивление рассчитано так, чтобы при напряжении 16 В стрелка отклонялась до конца шкалы.
Механизм вольтметра заключен в стальной экран, который служит для усиления магнитного потока внутри катушки.
Экран вместе с механизмом установлен на стальном основании, на котором также закреплены штекеры выводов вольтметра и дополнительный резистор. Основание крепится к корпусу вольтметра двумя винтами.
Контрольная лампа давления масла 12 недостаточного давления масла в системе смазки двигателя включается датчиком типа ММ-120, который завернут в блок цилиндров 37 с левой стороны и контролирует давление масла в главной масляной магистрали блока цилиндров.
В стальном корпусе 5 датчика завальцованы диафрагма 36 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт, соединенный с корпусом датчика (с "массой").
Если давление в системе смазки двигателя ниже 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), то подвижный контакт 34 датчика прижат пружиной к неподвижному, цепь питания контрольной лампы 12 замкнута и лампа горит.
Как только давление масла превысит 0,02-0,06 МПа (0,2-0,6 кгс/см2), оно выгибает диафрагму 36 и, преодолевая сопротивление пружины, толкателем отжимает подвижный контакт от неподвижного. Цепь питания контрольной лампы размыкается и лампа гаснет.
Блок контрольных ламп крепится в центре щитка приборов двумя самонарезающими винтами.
Блок имеет пластмассовый корпус, разделенный перегородками на секции. Одна секция является резервной, а в остальных устанавливаются бесцокольные контрольные лампы типа А12-1,2.
Спереди к корпусу ультразвуковой сваркой приварен пластмассовый двухцветный рассеиватель. Нижняя его половина оранжевая, а верхняя красная (в зоне контрольных ламп тормозной системы).
Сзади к корпусу прикреплена печатная плата из фольгированного стеклотекстолита. На плате устанавливаются патроны с контрольными лампами и припаиваются провода.
С 1989 г. применяется блок контрольных ламп с шестью лампами. Добавились контрольные лампы воздушной заслонки карбюратора и включения обогрева заднего стекла.
Контрольные лампы тормозной системы
Контрольная лампа 17 стояночного тормоза включается через реле-прерыватель 50 типа РС-492. Она начинает "мигать" когда поднят рычаг стояночного тормоза.
В этом случае выключатель 51 замкнут на "массу" и ток идет от предохранителя "10" монтажного блока по двум цепям.
Одна цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" - оранжевый провод контрольная лампа 17 розовый провод штекер "L" реле-прерыватель 50 и через его замкнутые контакты на штекер "+" -по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу".
Другая цепь замыкается на "массу" по пути: предохранитель "10" монтажного блока - оранжевый провод - штекер "-", обмотка реле-прерывателя и через его замкнутые контакты к штекеру "+" затем по коричневому проводу к выключателю 51 и на "массу".
Ток, протекающий по обмотке реле-прерывателя, разогревает ее. Биметаллическая пластинка реле-прерывателя от нагревания выгибается и контакты реле-прерывателя размыкаются.
Ток в обеих цепях прерывается и лампа 17 гаснет. Затем биметаллическая пластинка остывает и принимает прежнюю форму.
Контакты реле-прерывателя снова замыкаются, включая контрольную лампу, и описанный цикл повторяется с частотой 60-120 раз в минуту, создавая мигание контрольной лампы стояночного тормоза.
С 1995 г. реле-прерыватель 50 на автомобилях не устанавливается и теперь при торможении автомобиля стояночным тормозом контрольная лампа 17 горит постоянным светом, не мигая.
Контрольная лампа 16 уровня тормозной жидкости включается датчиком 47, расположенным в крышке бачка главного цилиндра гидропривода тормозов, когда уровень жидкости становится минимально допустимым.
При этом ток идет по цепи: предохранитель "10" монтажного блока оранжевый провод контрольная лампа 16 - розовый провод с голубой полоской, через монтажный блок замкнутые контакты датчика и по черному проводу на массу.
С 1989 г. одновременно с установкой шестилампового блока контрольных ламп изменилась и схема включения контрольной лампы 16 уровня тормозной жидкости.
Теперь к одному выводу датчика 47 подходит оранжевый провод от предохранителя "10 , а другой конец розовым проводом с голубой полоской через монтажный блок соединяется с контрольной лампой 16. При этом второй вывод лампы соединен с "массой".
Также с 1989 г. добавилась цепь проверки исправности контрольной лампы 16 уровня тормозной жидкости.
Тот вывод лампы, к которому подходит провод от датчика, соединен еще красным проводом через диод со штекером "50" выключателя зажигания.
При включении стартера к лампе 16 через диод подается напряжение, и она загорается. После выключения стартера лампа гаснет.