Снятие, проверка и установка
1. Снимите крышку клапанного механизма
2. Ослабьте болт оси шарнира рычага клапана так, чтобы вы могли повернуть рычаг клапана в одну сторону и вытащите штангу толкателя клапана
3. Если вы снимаете более одной штанги, устанавливайте их так, чтобы впоследствии их можно было установить на свои места.
4, Если вы собираетесь снимать все рычаги клапанов, нужно их пометить, чтобы не перепутать.
Очистите все детали и проверьте их на износ и повреждения. Штанги толкателей можно покатать по стеклу - чтобы проверить их прямизну.
Оси шарниров и рычаги проверьте на износ и наволакивание металла. Изнашиваются чаще всего места контакта штанг и рычагов. Если износ очевиден, замените деталь.
6. Перед установкой нанесите моторное масло на оси шарниров и торы штанг толкателей
7. Перед установкой штанги толкателя убедитесь наверняка, что толкатель клапана опущен.
При необходимости поверните коленвал ключом, чтобы опустить толкатель клапана - 4 и 5. Проверьте рычаг клапана и шарнирную ось на износ, и наволакивание металла.
8. Затяните болт крепления рычага клапана до момента, указанного в спецификации
9. Если какие-либо детали снимались, проверьте регулировку клапана, как это описано ниже
10. Установите заново крышку клапанного механизма.
Регулировка
Примечание: обычно регулировку делают только в том случае, если заменялись какие-либо детали или если седла и клапаны притирались
11. Используя фордовский инструмент для отвода вниз толка - теля типа Т7ОР - 6513 - А или аналогичный ему, нажимайте на рычаг клапана, пока толкатель не сползет вниз.
Проверьте зазор между штоком клапана и его рычагом при помощи щупа. Сравните с приведенным в спецификации и запишите значение.
12. Установите поршень 1 в ВМТ в такте сжатия.
13. Проверьте следующие клапаны:
впуск 1,3 и 6
выпуск 1,2 и 4
14, поверните Коленвал в позицию 2 и проверьте следующие клапаны
- впуск 2,4 и 5
- выпуск - 3,5 и 6. Если зазоры в пределах, допускаемых по спецификации, установите крышку клапанного механизма
15. Если зазоры малы, используйте более короткие штанги толкателей; если слишком велики более длинные
Замена пружин фиксаторов, уплотнений клапанов
Сломанные пружины клапанов и дефектные уплотнения штоков можно заменить без снятия головки блока цилиндров. Для выполнения этой операции обычно требуются два специальных инструмента и источник сжатого воздуха.
1 Согласно рекомендациям раздела З снимите крышку распределительного механизма с нужной головки цилиндров.
Если вы заменяете все уплотнения штоков клапанов, снимайте обе крышки распределительных механизмов.
2. Снимите свечу зажигания с дефектного цилиндра. Если меняются уплотнения всех штоков. Клапанов, надо снять все свечи зажигания,
3. Поворачивайте Коленвал до тех пор, пока поршень в цилиндре не встанет в ВМТ в такте сжатия.
Если вы меняете уплотнения на всех штоках клапанов, начинайте с цилиндра №1 и работайте с клапанами цилиндров поочередно. Переходите от цилиндра к цилиндру в порядке зажигания (1 - 4 - 2 - 5 - 3 - 6),
4. Ввинтите переходник в отверстие свечи зажигания и подсоедините к нему воздушный шланг от источника сжатого воздуха.
5. Снимите болт, ось шарнира и рычаг с Дефектного клапана и вытащите штангу. Если заменяются уплотнения всех штоков клапанов, то надо снимать и все рычаги и штанги.
6. Подайте сжатый воздух в цилиндр. Клапаны должны удерживаться на месте давлением воздуха. Если поверхности или седла клапанов в плохом состоянии, то утечки могут препятствовать удержанию клапанов давлением, в этом случае пользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже.
7. Если вы не имеете доступа к сжатому воздуху, пользуйтесь альтернативным методом.
Установите поршень в положение сразу перед ВМТ о такте сжатия, затем пропустите длинный конец нейлоновой веревки через отверстие для свечи зажигания так, чтобы она заполнила всю камеру сгорания.
Убедитесь, что другой конец веревки свободно свисает наружу, чтобы ее легко было вытащить.
Воспользуйтесь длинным воротком с торцевой головкой, чтобы вращать коленвал в направлении его обычного движения до ощущения легкого сопротивления
8. Заткните чистой ветошью отверстия в головках цилиндров над и под клапанами, чтобы детали и инструмент не попали в двигатель, затем сжимателем пружины клапана сожмите пружину.
Снимите сухари маленькими острогубцами или магнитом
Для сжатия пружин клапанов при не снятой головке имеется пара инструментов различного типа. Один из них захватывает нижние кольца пружины и надавливает на фиксатор при повороте ручки, другой же.
Использует болт рычага клапана в качестве плеча рычага. Оба типа хорошо зарекомендовали себя.
9. Снимите экран фиксатора пружины и узел пружины клапана, затем снимите зонтичное уплотнение штока клапана в направляющих.
Если клапан не удерживается давлением воздуха в закрытом состоянии, значит. Повреждена его рабочая поверхность или седло. В этом случае головку блока цилиндров следует снять для дополнительного ремонта.
10. Обвяжите шток клапана сверху резинкой или тесьмой, чтобы клапан не упал в камеру сгорания, затем отключите воздух.
11. Проверьте, не поврежден ли шток клапана. Повращайте клапан в направляющих; если торец его движется по эксцентрической траектории (отклоняется от оси вращения), значит, он погнут.
12. Подвигайте клапан вверх-вниз по направляющим и убедитесь, что он не заедает. Если шток клапана заедает, значит, либо клапан погнут, либо направляющие повреждены. В любом случае головку надо снимать и ремонтировать.
13. Подайте сжатый воздух в цилиндр для поддержания клапане в закрытом положении, затем снимите резинку или тесьму со штока.
Если вместо сжатого воздуха использовалась веревка, поверните коленвал в направлении его обычного вращения до ощущения легкого сопротивления.
14. Смажьте шток клапана моторным маслом и установите новое зонтичное уплотнение направляющих.
В двигателях 3.01 уплотнения на впуске имеют серебряный ободок, на выпуске - красный.
Ослабьте гайку или болт (по стрелке) и отведите в сторону рычаг клапана, чтобы вынуть штангу толкателя.
Установка
1. Указатель регулировки.
2. Позиция 1 - 1 в ВМТ, а конце цикла сжатия.
3. Позиция 2- поверните коленвал на 360 градусов (полный оборот) по часовой стрелке из позиции 1.
1. Соединительная трубка.
2. Узел вентиляционной трубки распредвала. Примечание: при правильной установке трубка должна полностью входить в трубку масляного наконечника адаптера на левом узле крышки клапанного механизма.
3. Передняя часть двигателя.
4. Гайка и шайба.
5. Шпилька нижнего впускного коллектора.
6. трубка (часть узла крышки клапанного механизма).
Последовательность затяжки болтов коллектора для двигателя 3.01.
1. Болт с головкой типа ТОЮ((8 штук требуется).
2. Узел нижнего впускного коллектора.
Сожмите пружину и снимите сухари магнитом или острогубцами.
16. Установите тарелку пружины клапана. Сожмите комплект пружины клапана.
17. Установите сухари в канавки. Чтобы закрепить держатели на месте, можно нанести на них небольшое количество смазки. Сбросьте давление и убедитесь, что держатели встали на место.
18. Отсоедините шланг подачи воздуха и выньте переходник из отверстия для свечи зажигания. Если вместо воздуха была использована веревка, выньте ее из цилиндра.
19. Установите рычаги клапанов и штанги толкателей.
20. Установите свечи зажигания и подсоедините к ним провода
21. Установите крышку распределительного механизма.
22. Заведите и прогрейте мотор, затем проверьте утечки масла и прослушайте возможные непривычные звуки из области крышки распределительного механизма
Снятие и установка впускного коллектора
1. Снимите верхний впускной коллектор и дроссельную заслонку.
2. Отсоедините шланги охлаждения от впускного коллектора.
3. Отсоедините топливные рукава.
4. для двигателей только 3.01 - если еще не сделали этого -Снимите распределитель и катушку с кронштейном, и вытащите шланги.
5. Только для двигателей 3.81 - снимите трубку РСУ
6. Открутите болты/шпильки нижнего крепления впускного коллектора (на моделях 3.01 эта операция требует применения ввинчивающейся головки типа ТОХ - 50), запомнив расположение шпилек для последующей установки
7. Снимите впускной коллектор.
Иногда приходится действовать отверткой, как рычагом, подсунув ее под край коллектора, чтобы отодрать уплотнение ИТУ. Будьте осторожны чтобы не повредить обработанные поверхности
8. Счистите все остатки старого уплотнения. Смойте масло и грязь тряпкой, смоченной в растворителе.
9. Слегка промаслите болты и шпильки, входящие в узел
10. Нанесите слой герметика на все углы, по которым головка контактит с блоком двигателя
11. Разместите новые прокладки на двигателе. Используя адгезию типа форд 07А2 - 198508 -А или аналогичную ей. Убедитесь, что центрирующие штыри и шпонки установлены правильно.
Узел должен быть собран в течение нескольких минут. Не позволяйте герметику высыхать. Концевые уплотнения имеют направляющие штифты, которые устанавливают по местам надавливанием.
12. Аккуратно установите на место нижний коллектор. Убедитесь, что прокладки не сместились. Наживите болты и шпильки по своим местам.
13. Затяните болты и шпильки в указанной последовательности, добиваясь нужного значения крутящего момента за несколько шагов.
14. Установите детали, смятые ранее для лучшего доступа в последовательности, обратной сборке.
15. Заполните систему охлаждения и заведите двигатель. Проверьте угол опережения зажигания (если распределитель был снят).
14. Пользуясь высокой торцевой головкой и молотком, аккуратно установите уплотнение клапана.
15. Установите узел пружины и седло пружины (там, где необходимо) в положении над клапаном. Открутите гайку кронштейна трубки РСУ и вытащите трубку.
16. Проверьте возможные утечки топлива, воздуха и охлаждающей