Подготавливаем блок цилиндров и все детали к сборке двигателя
На упорных полукольцах со стороны проточек нанесен антифрикционный слой.
Этой стороной полукольца должны устанавливаться к щекам коленчатого вала.
С передней стороны постели (со стороны привода распределительного вала) устанавливается сталеалюминевое полукольцо (белого цвета), а с другой стороны - металлокерамическое (желтого цвета).
На крышках коренных подшипников нанесены метки в виде насечек: на первой одна, на второй две, на третьей три, на четвертой четыре, на пятой две.
На второй крышке, кроме меток, есть два отверстия для крепления приемника масляного насоса.
Первой считается крышка со стороны привода распределительного вала.
Установите в постели коренных подшипников вкладыши.
При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели.
В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью — без канавки.
Смажьте вкладыши моторным маслом.
Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников.
При этом фланец крепления маховика должен располагаться со стороны четвертого цилиндра.
Вставьте в проточки постели третьего коренного подшипника два упорных полукольца
Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели
Вставьте вкладыши в крышки вкладыши без канавок.
При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз крышки
Смажьте вкладыш крышки моторным маслом.
Установите крышку на место в соответствии с меткой.
Крышка устанавливается так, чтобы метка на ней была расположена со стороны генератора (с левой стороны двигателя).
Аналогичным образом установите остальные крышки в соответствии с метками.
Заверните болты крепления крышек, не затягивая их
Затяните болты крепления крышек моментом 69-84 Нм (6,9-8,4 кгс·м).
Первыми затягивайте болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой.
После затяжки болтов проверните коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.
С помощью индикатора измерьте осевой зазор коленвала.
Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм.
Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца.
Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала.
Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор на 0.
Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону.
Индикатор покажет величину зазора.
В качестве запасных частей поставляются полукольца номинального размера (толщиной 2,3 1-2,36 мм) и увеличенного на 0,127 мм размера (толщиной 2,437- 2,487 мм).
Запрессуйте с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до упора
Приклейте консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа
Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.
Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.
Задний сальник коленчатого вала устанавливается в держатель с помощью специальной оправки.
При отсутствии оправки наденьте сальник с держателем на фланец коленчатого вала, аккуратно заправив рабочую кромку сальника на фланец вала заостренной палочкой из мягкого дерева.
Аккуратно сдвиньте держатель по фланцу до упора и наживите болты крепления.
Поправьте держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.
Затяните шесть болтов крепления держателя.
Запрессуйте с помощью оправки передний сальник коленчатого вала в корпус масляного насоса.
Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом
Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через отверстие под маслоприемник.
Проверните несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.
Поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть с лысками на коленчатом валу.
Приклейте консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для удобства монтажа
Передний сальник коленчатого вала устанавливается с помощью специальной оправки.
Если оправки нет, наденьте насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу.
Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.
Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления.
Поправьте положение насоса, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.
Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Нм (0,85-1,0 кгс·м).
Тщательно протрите зеркала цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала мягкой тканью без ворса
Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом
Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней
Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра
Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга
Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью установите поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону масляного насоса.
Установите крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, предварительно смазав вкладыш моторным маслом.
Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны.
Заверните две гайки крепления крышки.
Аналогичным образом установите остальные поршни
Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Нм (4,4-5,4 кгс·м).
Смажьте тонким слоем герметика резьбу болтов крепления маховика
Установите маховик, затем стопорную шайбу и заверните болты крепления маховика
Установите маховик так, чтобы метка на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены асимметрично.
Затяните болты крепления маховика моментом 62-89 Нм (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от проворачивания.
Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом
Установите маслоприемник на место и заверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу моментом 7,0-8,0 Нм (0,7-0,8 кгс·м)
Перед установкой рекомендуем заменить уплотнительное кольцо маслоприемника.
Заверните два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Нм (0,8-1,0 кгс·м)
Срежьте выступающие концы прокладок держателя сальника и масляного насоса.
Смажьте привалочную плоскость блока цилиндров консистентной смазкой
Установите уплотнительную прокладку масляного картера
Установите масляный картер
Заверните болты крепления масляного картера моментом 5-8 Нм (0,5-0,8 кгс·м).
Установите шпонку в паз коленчатого вала.
Установите шкив коленчатого вала штифтом наружу
Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала
Установите шкив на коленчатый вал, совместив отверстие в шкиве со штифтом на зубчатом шкиве ремня привода распределительного вала.
Заверните моментом 99,0- 110,0 Нм (9,9-11,0 кгс·м) болт крепления шкива с шайбой, зафиксировав его от проворачивания.
Установите уплотнительную прокладку на водяной насос и смажьте прокладку консистентной смазкой.
Установите водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена в сторону привалочной плоскости блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.
Установите заднюю крышку привода распределительного вала
Заверните четыре болта крепления задней крышки к блоку цилиндров моментом 7,8-8,0 Нм (0,78-0,80 кгс·м)
Установите ведомый диск в кожух нажимного диска так, чтобы менее выступающая часть ступицы была направлена в сторону маховика.
Вставьте центрующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны диафрагменной пружины
Установите сцепление на маховик.
Заверните шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали моментом 19,0 -31,0 Нм (1,9-3,1 кгс·м).
Рекомендуем заменить болты крепления при сборке
Выньте центрующую оправку.