Подготавливаем блок цилиндров и все детали к сборке двигателя

На упорных полукольцах со стороны проточек нанесен антифрикционный слой.

Сборка двигателя автомобиля

Этой стороной полукольца должны устанавливаться к щекам коленчатого вала.

Сборка двигателя автомобиля

С передней стороны постели (со стороны привода распределительного вала) устанавливается сталеалюминевое полукольцо (белого цвета), а с другой стороны - металлокерамическое (желтого цвета).

Сборка двигателя автомобиля

На крышках коренных подшипников нанесены метки в виде насечек: на первой одна, на второй две, на третьей три, на четвертой четыре, на пятой две.

На второй крышке, кроме меток, есть два отверстия для крепления приемника масляного насоса.

Первой считается крышка со стороны привода распределительного вала.

Установите в постели коренных подшипников вкладыши.

Сборка двигателя автомобиля

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели.

В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью — без канавки.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте вкладыши моторным маслом.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников.

При этом фланец крепления маховика должен располагаться со стороны четвертого цилиндра.

Сборка двигателя автомобиля

Вставьте в проточки постели третьего коренного подшипника два упорных полукольца

Сборка двигателя автомобиля

Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели

Сборка двигателя автомобиля

Вставьте вкладыши в крышки вкладыши без канавок.

При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз крышки

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте вкладыш крышки моторным маслом.

Сборка двигателя автомобиля

Установите крышку на место в соответствии с меткой.

Крышка устанавливается так, чтобы метка на ней была расположена со стороны генератора (с левой стороны двигателя).

Аналогичным образом установите остальные крышки в соответствии с метками.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните болты крепления крышек, не затягивая их

Затяните болты крепления крышек моментом 69-84 Нм (6,9-8,4 кгс·м).

Сборка двигателя автомобиля

Первыми затягивайте болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой.

После затяжки болтов проверните коленчатый вал — он должен вращаться легко, без заеданий.

Сборка двигателя автомобиля

С помощью индикатора измерьте осевой зазор коленчатого вала.

Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм.

Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца.

Сборка двигателя автомобиля

Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала.

Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор на 0.

Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону.

Индикатор покажет величину зазора.

В качестве запасных частей поставляются полукольца номинального размера (толщиной 2,3 1-2,36 мм) и увеличенного на 0,127 мм размера (толщиной 2,437- 2,487 мм).

Сборка двигателя автомобиля

Запрессуйте с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до упора

Сборка двигателя автомобиля

Приклейте консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.

Сборка двигателя автомобиля

Задний сальник коленчатого вала устанавливается в держатель с помощью специальной оправки.

При отсутствии оправки наденьте сальник с держателем на фланец коленчатого вала, аккуратно заправив рабочую кромку сальника на фланец вала заостренной палочкой из мягкого дерева.

Сборка двигателя автомобиля

Аккуратно сдвиньте держатель по фланцу до упора и наживите болты крепления.

Сборка двигателя автомобиля

Поправьте держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.

Сборка двигателя автомобиля

Затяните шесть болтов крепления держателя.

Запрессуйте с помощью оправки передний сальник коленчатого вала в корпус масляного насоса.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через отверстие под маслоприемник.

Сборка двигателя автомобиля

Проверните несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.

Сборка двигателя автомобиля

Поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть с лысками на коленчатом валу.

Сборка двигателя автомобиля

Приклейте консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для удобства монтажа

Передний сальник коленчатого вала устанавливается с помощью специальной оправки.

Сборка двигателя автомобиля

Если оправки нет, наденьте насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу.

Сборка двигателя автомобиля

Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.

Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления.

Поправьте положение насоса, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Нм (0,85-1,0 кгс·м).

Сборка двигателя автомобиля

Сборка двигателя автомобиля

Тщательно протрите зеркала цилиндров и шатунные шейки коленчатого вала мягкой тканью без ворса

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра

Сборка двигателя автомобиля

Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга

Сборка двигателя автомобиля

Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью установите поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону масляного насоса.

Сборка двигателя автомобиля

Установите крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, предварительно смазав вкладыш моторным маслом.

Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните две гайки крепления крышки.

Аналогичным образом установите остальные поршни

Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Нм (4,4-5,4 кгс·м).

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте тонким слоем герметика резьбу болтов крепления маховика

Сборка двигателя автомобиля

Установите маховик, затем стопорную шайбу и заверните болты крепления маховика

Сборка двигателя автомобиля

Установите маховик так, чтобы метка на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены асимметрично.

Сборка двигателя автомобиля

Затяните болты крепления маховика моментом 62-89 Нм (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от проворачивания.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом

Сборка двигателя автомобиля

Установите маслоприемник на место и заверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу моментом 7,0-8,0 Нм (0,7-0,8 кгс·м)

Сборка двигателя автомобиля

Перед установкой рекомендуем заменить уплотнительное кольцо маслоприемника.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Нм (0,8-1,0 кгс·м)

Сборка двигателя автомобиля

Срежьте выступающие концы прокладок держателя сальника и масляного насоса.

Сборка двигателя автомобиля

Смажьте привалочную плоскость блока цилиндров консистентной смазкой

Сборка двигателя автомобиля

Установите уплотнительную прокладку масляного картера

Сборка двигателя автомобиля

Установите масляный картер

Сборка двигателя автомобиля

Заверните болты крепления масляного картера моментом 5-8 Нм (0,5-0,8 кгс·м).

Сборка двигателя автомобиля

Установите шпонку в паз коленчатого вала.

Сборка двигателя автомобиля

Установите шкив коленчатого вала штифтом наружу

Сборка двигателя автомобиля

Наденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала

Сборка двигателя автомобиля

Установите шкив на коленчатый вал, совместив отверстие в шкиве со штифтом на зубчатом шкиве ремня привода распределительного вала.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните моментом 99,0- 110,0 Нм (9,9-11,0 кгс·м) болт крепления шкива с шайбой, зафиксировав его от проворачивания.

Сборка двигателя автомобиля

Установите уплотнительную прокладку на водяной насос и смажьте прокладку консистентной смазкой.

Сборка двигателя автомобиля

Установите водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена в сторону привалочной плоскости блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.

Сборка двигателя автомобиля

Установите заднюю крышку привода распределительного вала

Сборка двигателя автомобиля

Заверните четыре болта крепления задней крышки к блоку цилиндров моментом 7,8-8,0 Нм (0,78-0,80 кгс·м)

Сборка двигателя автомобиля

Установите ведомый диск в кожух нажимного диска так, чтобы менее выступающая часть ступицы была направлена в сторону маховика.

Сборка двигателя автомобиля

Вставьте центрующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны диафрагменной пружины

Сборка двигателя автомобиля

Установите сцепление на маховик.

Сборка двигателя автомобиля

Заверните шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали моментом 19,0 -31,0 Нм (1,9-3,1 кгс·м).

Рекомендуем заменить болты крепления при сборке

Сборка двигателя автомобиля

Выньте центрующую оправку.