~ ПАЛЕЦ, звено кривошипного механизма в виде шипа, смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном)

~ ПАССАТИЖИ, ручной слесарно- и электромонтажный инструмент, объединяющий плоскогубцы, кусачки для рубки проволоки (в шарнире), отвертку и другие инструменты.

~ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ, отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого).

Передаточное отношение ряда последовательно соединенных передач равно произведению их передаточному отношению

~ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, зубчатая передача, имеющая колеса с перемещающимися геометрическими осями (сателлиты), которые обкатываются вокруг центрального колеса.

Имеет малые габариты и массу. Используется в грузоподъемных машинах, станках, счетно-решающих устройствах и т. д.

~ ПЛОСКОГУБЦЫ, клещи, захватывающая часть которых (губки) имеет насеченные плоские поверхности.

~ ПОДВЕСКА транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая также для повышения тяговых качеств машины.

Автомобильная подвеска по конструкции бывает зависимой и независимой. В зависимой подвеске жёсткая балка (передняя ось, картер заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами.

В независимой подвеске имеется специальный направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругого элемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом.

Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоятельные вертикальные перемещения.

Подвеска может быть рессорной, пружинной, торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой подвеске грузовых автомобилей, а также в задней подвеске некоторых легковых.

Упругие элементы в виде пружин и торсионов используются в независимой передней подвеске легковых автомобилей.

~ ПОДШИПНИК, опора для цапфы вала или вращающейся оси.

Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).

~ ПОЛУОСЬ, вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо.

~ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ, простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания.

Предохранитель состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи.

Некоторые предохранители наполняют кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и гашения дуги; иногда предохранители имеют индикаторы срабатывания.

Плоские вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую очередь. Предохранитель включается последовательно в электрическую цепь и при расплавлении вставки размыкает её.

~ ПРОТЕКТОР, толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.