~ МАНОМЕТР, прибор для измерений давления жидкостей и газов.
~ МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР, устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. Масляный фильтр устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания
Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие.
В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью.
Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000 об/мин.
Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер двигателя).
~ МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).
Масло - Моторное масло должно обеспечивать надежное смазывание деталей цилиндропоршневой группы двигателя во всем диапазоне эксплуатационных температур с наименьшими потерями мощности на трение; уплотнять зазоры между поршнем и цилиндром во избежание попадания топлива и продуктов сгорания в картер и снижения давления в цилиндрах двигателя.
Поэтому применение масла с меньшей вязкостью в определенных условиях эксплуатации приводит к ухудшению смазывания двигателя, а с большей вязкостью — к потере мощности двигателя на трение.
Эксплуатационные свойства моторных масел обеспечиваются добавлением к базовым маслам различных композиций высокоэффективных присадок (моющих, противоизносных, антиокислительных и др.).
Моторные масла классифицируются по ГОСТ 17479.1—85. По этому стандарту масла в зависимости от типа двигателя внутреннего сгорания делятся на шесть классификационных групп: А, Б, В, Г, Д и Е.
Кроме того, масла трех групп (Б, В и Г) подразделяются на подгруппы с индексами 1 и 2. Индекс 1 указывает на то, что масло предназначено для карбюраторных двигателей, а индекс 2 — для дизельных двигателей.
Если же масла указанных групп не имеют индекса, то они называются универсальными и предназначены как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Маркировка масел представляет собой сочетание букв, цифр и индексов. Первой в марке ставится буква М, затем через дефис ставится цифра, соответствующая . уровню вязкости масла при 100°С (мм2/с), далее следуют буквенное обозначение группы масла и индекс подгруппы.
Например, буквенно-цифровое сочетание М-8-Гг (к) расшифровывается следующим образом: М — масло моторное; 8 — класс вязкости (уровень вязкости при 100 °С равен 8 мм 2/с); Г 2 — группа масел, предназначенных для высокофорсированных дизельных двигателей; (к) — масло для автомобилей марки КамАЗ (камазовское масло).
Особое значение приобретает вязкость масла в условиях эксплуатации автомобиля при низких температурах в режиме пуска и прогрева двигателя.
Большая вязкость и высокая температура его застывания затрудняют достижение минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, обеспечивающей возникновение вспышки в камере сгорания дизеля.
Поэтому для эксплуатации автомобиля при низких температурах используют масло с низкой вязкостью и температурой застывания марки М-8-Гг (к), а в теплое время года — марки М-Ю-Гг(к), имеющее более высокую вязкость.
В качестве заменителя этих масел допускается всесезонное применение масла марки М-6з/10-В. Это загущенное масло, отличительной особенностью которого является содержание в нем полимерной присадки, обеспечивающей необходимую его вязкость в условиях высоких температур.
Расшифровка марки М-6з/Ю-В означает: М — масло моторное; 6з/10 — класс вязкости; В — масло для среднефорсированных двигателей универсальное.
Дробная структура класса вязкости указывает, что по вязкости при температуре — 18 °С масло соответствует классу, указанному в числителе, а по вязкости при 100 °С — классу, указанному в знаменателе.