АВТОМОБИЛЬ

Это транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым)

Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86.

Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту).

Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные.

Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т.

~ АККУМУЛЯТОР, устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.

Электрический аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии (напр., на транспорте).

~ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ, группа однотипных электрических аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для получения необходимых значений тока и напряжения.

~ АКСЕЛЕРАТОР, регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения транспортной машины).

~ АМОРТИЗАТОР, устройство для смягчения ударов в машинах (автомобиль, самолет и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В амортизаторах используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.

~ АРЕОМЕТР, прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие ареометра основано на законе Архимеда.

В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.

˜Антифриз -

Антифриз получают разбавлением технического этиленгликоля дистиллированной водой. Чтобы уменьшить вредное воздействие этиленгликоля на металлы, в состав антифриза вводят антикоррозионные при­садки.

Тосолы — самые сложные по составу жидкости. Они обладают наиболее высо­кими эксплуатационными показателями и выпускаются промышленностью в трех ви­дах: концентрат Тосол-АМ и два его вод­ных раствора, готовых к употреблению,— Тосол-А40М и Тосол-А65М.

Положительным свойством этиленгликолевых растворов является и то, что, за­мерзая, они образуют рыхлую массу, не на­рушающую герметичность системы охлаждения, и не приводят к повреждению дета­лей.

Так, например, у Тосола-А40М при температуре —40 СС на поверхности жид­кости образуются первые кристаллы льда.

При дальнейшем понижении температуры кристаллизация воды продолжается, а этиленгликоль остается жидким.

До темпера­туры —70 °С антифриз представляет собой подвижную кашицеподобную массу, кото­рая не способна разорвать ни радиатор, ни стенки водяной рубашки блока цилинд­ров.

Дело в том, что с понижением темпера­туры объем этиленгликоля уменьшается и тем самым создается возможность ледя­ным кристаллам расти без ущерба для дви­гателя.

Только при температуре ниже —70 °С антифриз загустеет настолько, что превра­тится в плотную массу, которая уже может вывести из строя двигатель. Все сказанное справедливо только для свежего Тосола.

В процессе работы уровень антифриза в системе может понижаться из-за испаре­ния воды. Концентрат Тосол-АМ не испа­ряется, так как температура его кипения не ниже +170 °С.

Поэтому при понижении уровня, если не было утечки антифриза, в систему добавляют дистиллированную или смягченную (например, кипяченую) воду.

Добавлять обычную жесткую воду в То­сол не следует потому, что каждый грамм содержащихся в ней солей «убивает» такое же количество присадок, препятствующих коррозии металлов.

Характерным показателем антифриза, определяющим температуру кристаллиза­ции, является его плотность. Замеряют плотность ареометром-гидро­метром.

Следует помнить, что не только низкая, но и высокая плотность охлаждаю­щей жидкости повышает температуру ее кристаллизации.