АВТОМОБИЛЬ
Это транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым)
Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86.
Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту).
Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные.
Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 т.
~ АККУМУЛЯТОР, устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования.
Электрический аккумулятор преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии (напр., на транспорте).
~ АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ, группа однотипных электрических аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для получения необходимых значений тока и напряжения.
~ АКСЕЛЕРАТОР, регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения транспортной машины).
~ АМОРТИЗАТОР, устройство для смягчения ударов в машинах (автомобиль, самолет и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В амортизаторах используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.
~ АРЕОМЕТР, прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие ареометра основано на законе Архимеда.
В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.
˜Антифриз -
Антифриз получают разбавлением технического этиленгликоля дистиллированной водой. Чтобы уменьшить вредное воздействие этиленгликоля на металлы, в состав антифриза вводят антикоррозионные присадки.
Тосолы — самые сложные по составу жидкости. Они обладают наиболее высокими эксплуатационными показателями и выпускаются промышленностью в трех видах: концентрат Тосол-АМ и два его водных раствора, готовых к употреблению,— Тосол-А40М и Тосол-А65М.
Положительным свойством этиленгликолевых растворов является и то, что, замерзая, они образуют рыхлую массу, не нарушающую герметичность системы охлаждения, и не приводят к повреждению деталей.
Так, например, у Тосола-А40М при температуре —40 СС на поверхности жидкости образуются первые кристаллы льда.
При дальнейшем понижении температуры кристаллизация воды продолжается, а этиленгликоль остается жидким.
До температуры —70 °С антифриз представляет собой подвижную кашицеподобную массу, которая не способна разорвать ни радиатор, ни стенки водяной рубашки блока цилиндров.
Дело в том, что с понижением температуры объем этиленгликоля уменьшается и тем самым создается возможность ледяным кристаллам расти без ущерба для двигателя.
Только при температуре ниже —70 °С антифриз загустеет настолько, что превратится в плотную массу, которая уже может вывести из строя двигатель. Все сказанное справедливо только для свежего Тосола.
В процессе работы уровень антифриза в системе может понижаться из-за испарения воды. Концентрат Тосол-АМ не испаряется, так как температура его кипения не ниже +170 °С.
Поэтому при понижении уровня, если не было утечки антифриза, в систему добавляют дистиллированную или смягченную (например, кипяченую) воду.
Добавлять обычную жесткую воду в Тосол не следует потому, что каждый грамм содержащихся в ней солей «убивает» такое же количество присадок, препятствующих коррозии металлов.
Характерным показателем антифриза, определяющим температуру кристаллизации, является его плотность. Замеряют плотность ареометром-гидрометром.
Следует помнить, что не только низкая, но и высокая плотность охлаждающей жидкости повышает температуру ее кристаллизации.