Сборка и установка коробки передач ЗИЛ-5301

Сборка и установка промежуточного вала

Установить в пазы вала шпонку 8 и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0,005-0,055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм до зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвертой передач (натяг 0,015-0,065 мм).

Установить распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг 0,015-0,065 мм) и закрепить ее замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки.

Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец.

Промежуточный вал коробки передач в сборе: 1 - замочное кольцо; 2 - шестерня постоянного зацепления; 3 - распорная втулка; 4 - шестерня четвертой передачи; 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня заднего моста; 7 - шестерня второй передачи, 8 - шпонка; 9 - зубчатый венец первой передачи; 10 - вал

Установить картер коробки передач на приспособление

Вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,01 мм до зазора 0,033 мм). 

Надеть роликовый подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015-0,047 мм).

Вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, затем установить в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе.

Напрессовать шариковый подшипник в сборе с замочным кольцом на задний конец промежуточного вала (натяг 0,003-0,032 мм), направить его в гнездо картера, установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм).

Навернуть гайку и затянуть ее. Момент затяжки не менее 250 Нм.

Закрепить гайку, вдавив ее тонкий край в паз вала. Установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Установить в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное кольцо и посадить его с помощью оправки, вставить в гнездо заглушку и запрессовать ее специальной оправкой.

Вставить в отверстие блока шестерен заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину, установить блок в картер коробки, вставить ось блока шестерен (с посадкой: конец оси большого диаметра - от натяга 0,052 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра - с зазором 0,007-0,060 мм).

Установить в выточку стопорную пластину и закрепить ее болтом с пружинной шайбой.

Коробка передач: 1 - первичный вал; 2, 21,30 и 45 - подшипники; 3, 28, 31 и 47 - стопорные кольца; 4 - крышка заднего подшипника первичного вала; 5 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 - втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 - зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 38 - зубчатая пара третьей передачи; 9 - головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода; 10 - вилка переключения второй и третьей передач; 11 - крышка коробки передач; 12 - установочная втулка, 13 - шарик фиксатора; 14 - пружина фиксатора, 15 - штифт замочного устройства стержней переключения передач; 16 - шарик замочного устройства, 17 - синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 34 - зубчатая пара второй передачи; 19, - вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 - зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода, 22 - червяк привода спидометра; 23 и 59 - шестерни привода спидометра; 24 - крышка подшипника вторичного вала; 25 - фланец с отражателем; 26 - гайка фланца вторичного вала; 27 и 51 - манжеты; 29 - гайка промежуточного вала; 32 - картер коробки передач; 33 - вторичный вал; 35, 39 и 41 - опорные шайбы; 36 и 42 - замочные кольца, 37 - зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 43 - промежуточный вал; 44 - шестерня постоянного зацепления; 46 - заглушка; 48 - прокладка; 49 - блокирующий палец, 50 и 53 - роликовые подшипники; 52 - стопорная пластина; 54 и 67 - пружины; 55 - ось блока зубчатых колес передачи заднего хода; 56 - блок зубчатых колес передачи заднего хода; 57 - пробка контрольно заливного отверстия; 58 - крышка люка отбора мощности, 60 - сливная пробка с магнитом; 61 - сапун; 62 - предохранитель выключения первой передачи и передачи заднего хода; 63 - ось промежуточного рычага; 64 - картер наконечника рычага переключения передач; 65 - фиксатор рычага; 66 - чехол рычага переключения передач; 68 - наконечник рычага переключения передач; 69 - промежуточный рычаг; 70 - сухарь промежуточного рычага; 71 - стержень переключения первой передачи и передачи заднего хода, 72 - шток переключения четвертой и пятой передач; 73 - шток переключения второй и третьей передач; 74 - штуцер вала привода спидометра; 75 - рычаг переключения передач

Сборка и установка вторичного вала и синхронизаторов

Установить вал в тиски с мягкими подкладками задним концом вниз и собрать детали вала в указанной ниже последовательности.

Надеть на шлицы шестерню 12  первой передачи, установить шестерню 11 второй передачи, надеть на вал упорную шайбу 10, закрепить шестерни замочным кольцом 9, посадив его в выточку вала с помощью специальной оправки.

Вторичный вал в сборе: 1 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 2 и 9 - замочные кольца; 3, 6 и 10 - упорные шайбы, 4 - шестерня четвертой передачи, 5 - втулка шестерни четвертой передачи; 7 - шестерня третьей передачи; 8 - синхронизатор второй и третьей передач; 11 - шестерня второй передачи; 12 - шестерня первой передачи; 13 - вторичный вал, блок шестерен, два роликовых подшипника и распорная втулка

Установить на шлицы вала синхронизатор 8 второй и третьей передач, установить на шейку вала шестерню 7 третьей передачи, поставив упорную шайбу 6, установить втулку 5 шестерни четвертой передачи, направив ее фиксаторный штифт в шлицевой паз вала.

Установить на втулку шестерню четвертой передачи, поставить упорную шайбу 3 и закрепить шестерню замочным кольцом 2, посадив его в выточку вала с помощью пустотелой оправки.

Кольцо должно плотно сидеть в канавке.

Установить на шлицы вала синхронизатор четвертой и пятой передач.

Установить вторичный вал в сборе в картер коробки, направив задний конец вала в гнездо картера, надеть подшипник в сборе с замочным кольцом на конец вала и, направив его в гнездо картера, запрессовать подшипник вместе с валом с помощью специальной оправки.

Сборка и установка первичного вала

Для сборки первичного вала надо установить его в приспособление и напрессовать подшипник (натяг 0,003-0,038 мм).

Первичный вал в сборе: 1 - вал; 2 - замочные кольца; 3 - стопорное кольцо; 4 - шарикоподшипник; 5 - роликовый подшипник

Установить в проточки замочные кольца 2. Вынуть вал из приспособления и установить в гнездо роликовый подшипник.

Установить в гнездо картера первичный вал с подшипником в сборе (посадка подшипника от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм) и направить конец вторичного вала в роликовый подшипник первичного вала.

Установить крышку подшипника первичного вала с прокладкой, закрепить их болтами с пружинными шайбами.

Надеть на направляющую крышки муфту с подшипником выключения сцепления и установить на муфту оттяжную пружину.

Сборка крышки коробки передач

Сборка крышки коробки передач производится в последовательности, обратной разборке.

При сборке крышки сначала вставить шток 11 с вилкой переключения первой передачи и заднего хода, затем шток 10 с вилкой переключения  четвертой и пятой передач и, наконец, шток 9 с вилкой переключения второй и третьей передач.

После установки штоков и вилок их следует закрепить стопорными болтами 14, зашплинтовать проволокой, завернув ее концы, как показано на рис. 5-7 (поз. 8, 13 и 15).

Проверить и при необходимости установить в нейтральное положение шестерню первой передачи и каретки синхронизаторов.

Крышка коробки передач в сборе: 1 и 20 - заглушки; 2 - крышка, 3 - вилка четвертой и пятой передач; 4 - установочная втулка; 5 - вилка второй и третьей передач; 6 - вилка первой пере - дачи и заднего хода; 7 - сапун; 8, 13 и 15 - шплинтовая проволока; 9 - шток вилки переключения второй и третьей передач; 10 - шток вилки переключения четвертой и пятой передач, 11 - шток вилки переключения первой передачи и заднего хода; 12 - головка штока вилки переключения первой пере - дачи и заднего хода; 14 - стопорные болты, 16 - пружина фиксатора, 17 - фиксаторный шарик; 18 - штифт замка штоков, 19 - шарик замка штока

Установить крышку коробки передач с прокладкой, направив концы вилки в паз шестерни первой передачи и пазы лапок других вилок на диски кареток синхронизаторов, затем закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.

Сборка картера наконечника рычага переключения передач

Закрепить картер наконечника рычага в тиски, вставив фиксатор 7  рычага в отверстие картера, установить рычаг 10 переключения передач, наложить немного солидола на шаровую поверхность рычага, надеть на хвостовик рычага опору 6 шаровой части рычага, установить пружину 5 рычага, повернуть отогнутый конец так, как показано на рисунке, и завести пружину за выступы картера.

Собрать промежуточный рычаг 2, установив в него сухарь 1 и ось 4, смазав их солидолом.

Установить рычаг вместе с осью в картер, после чего закрепить его в картере гайкой 3 с пружинной шайбой.

Вынуть картер из тисков, установить защитный чехол 9, навернуть шаровую рукоятку 12 на рычаг переключения и закрепить ее гайкой 11.

Узел картера наконечника рычага переключения передач: 1 - сухарь промежуточного рычага; 2 - промежуточный рычаг включения первой передачи и передачи заднего хода, 3 - гайка оси; 4 - ось рычага; 5 - пружина рычага; 6 - опора рычага; 7 - фиксатор рычага; 8 - картер рычага; 9 - защитный чехол, 10 - наконечник рычага переключения передач

Установить картер 8 наконечника рычага с прокладкой, направив конец промежуточного рычага в прорезь головки штока первой передачи и заднего хода, а конец наконечника рычага переключения передач – в паз вилки переключения передач, закрепить картер рычага болтами с пружинными шайбами.

Установить на конец вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра.

Установить крышку вторичного вала и закрепить болтами с пружинными шайбами.

Установить на шлицы фланец с отражателем, поставить на вал упорную шайбу, навернуть гайку и затянуть ее; момент затяжки - не менее 300 Нм.

Застопорить гайку, вдавив тонкий край в паз вторичного вала.

Установить в крышку вторичного вала штуцер с ведомой шестерней спидометра. Штуцер закрепить болтом с шайбой.

Все прокладки крышек рекомендуется устанавливать на герметике.

Установить рычаг переключения передач со шпонкой на наконечник и закрепить гайкой с пружинной шайбой.

Испытание коробки передач

После сборки в коробку передач необходимо залить масло до уровня контрольной пробки и проверить ее на специальном стенде.

Обкатку коробки передач следует производить от электродвигателя в течение 3-5 мин, на каждой последовательно включенной передаче.

В процессе обкатки коробки передач проверяют нормальное включение передач, отсутствие повышенных шумов шестерен в зацеплении и стуков, отсутствие течи масла в манжетах и стыках, а также отсутствие других неисправностей.

Исправную коробку передач установить на двигатель с помощью домкрат-тележки или тали при снятом вентиляционном люке кабины, закрепить коробку передач на шпильках гайками с пружинными шайбами.Момент затяжки гаек должен быть 120-150 Нм.