Сборка и установка коробки передач ЗИЛ-5301
Сборка и установка промежуточного вала
Установить в пазы вала шпонку 8 и последовательно напрессовать на вал предварительно подобранные по шейкам шестерню второй передачи (натяг 0,005-0,055 мм), шестерню заднего хода (посадка от натяга 0,04 мм до зазора 0,01 мм), шестерню третьей и четвертой передач (натяг 0,015-0,065 мм).
Установить распорную втулку, напрессовать шестерню постоянного зацепления (натяг 0,015-0,065 мм) и закрепить ее замочным кольцом. Кольцо установить с помощью оправки.
Все шестерни промежуточного вала должны быть напрессованы до упора в торец.
Установить картер коробки передач на приспособление
Вставить в гнездо картера кольцо переднего роликового подшипника промежуточного вала (посадка от натяга 0,01 мм до зазора 0,033 мм).
Надеть роликовый подшипник на передний конец промежуточного вала (зазор 0,015-0,047 мм).
Вставить в картер промежуточный вал в сборе с шестернями, направив последовательно сначала задний конец вала в гнездо шарикового подшипника, затем установить в наружное кольцо передний конец вала с роликовым подшипником в сборе.
Напрессовать шариковый подшипник в сборе с замочным кольцом на задний конец промежуточного вала (натяг 0,003-0,032 мм), направить его в гнездо картера, установить подшипник вместе с валом в гнездо картера с помощью специальной оправки (посадка от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм).
Навернуть гайку и затянуть ее. Момент затяжки не менее 250 Нм.
Закрепить гайку, вдавив ее тонкий край в паз вала. Установить заднюю крышку с прокладкой и закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.
Установить в выточку гнезда картера переднего подшипника стопорное кольцо и посадить его с помощью оправки, вставить в гнездо заглушку и запрессовать ее специальной оправкой.
Вставить в отверстие блока шестерен заднего хода роликовые подшипники, установив между ними распорную пружину, установить блок в картер коробки, вставить ось блока шестерен (с посадкой: конец оси большого диаметра - от натяга 0,052 мм до зазора 0,004 мм, конец оси меньшего диаметра - с зазором 0,007-0,060 мм).
Установить в выточку стопорную пластину и закрепить ее болтом с пружинной шайбой.
Сборка и установка вторичного вала и синхронизаторов
Установить вал в тиски с мягкими подкладками задним концом вниз и собрать детали вала в указанной ниже последовательности.
Надеть на шлицы шестерню 12 первой передачи, установить шестерню 11 второй передачи, надеть на вал упорную шайбу 10, закрепить шестерни замочным кольцом 9, посадив его в выточку вала с помощью специальной оправки.
Установить на шлицы вала синхронизатор 8 второй и третьей передач, установить на шейку вала шестерню 7 третьей передачи, поставив упорную шайбу 6, установить втулку 5 шестерни четвертой передачи, направив ее фиксаторный штифт в шлицевой паз вала.
Установить на втулку шестерню четвертой передачи, поставить упорную шайбу 3 и закрепить шестерню замочным кольцом 2, посадив его в выточку вала с помощью пустотелой оправки.
Кольцо должно плотно сидеть в канавке.
Установить на шлицы вала синхронизатор четвертой и пятой передач.
Установить вторичный вал в сборе в картер коробки, направив задний конец вала в гнездо картера, надеть подшипник в сборе с замочным кольцом на конец вала и, направив его в гнездо картера, запрессовать подшипник вместе с валом с помощью специальной оправки.
Сборка и установка первичного вала
Для сборки первичного вала надо установить его в приспособление и напрессовать подшипник (натяг 0,003-0,038 мм).
Установить в проточки замочные кольца 2. Вынуть вал из приспособления и установить в гнездо роликовый подшипник.
Установить в гнездо картера первичный вал с подшипником в сборе (посадка подшипника от натяга 0,012 мм до зазора 0,038 мм) и направить конец вторичного вала в роликовый подшипник первичного вала.
Установить крышку подшипника первичного вала с прокладкой, закрепить их болтами с пружинными шайбами.
Надеть на направляющую крышки муфту с подшипником выключения сцепления и установить на муфту оттяжную пружину.
Сборка крышки коробки передач
Сборка крышки коробки передач производится в последовательности, обратной разборке.
При сборке крышки сначала вставить шток 11 с вилкой переключения первой передачи и заднего хода, затем шток 10 с вилкой переключения четвертой и пятой передач и, наконец, шток 9 с вилкой переключения второй и третьей передач.
После установки штоков и вилок их следует закрепить стопорными болтами 14, зашплинтовать проволокой, завернув ее концы, как показано на рис. 5-7 (поз. 8, 13 и 15).
Проверить и при необходимости установить в нейтральное положение шестерню первой передачи и каретки синхронизаторов.
Установить крышку коробки передач с прокладкой, направив концы вилки в паз шестерни первой передачи и пазы лапок других вилок на диски кареток синхронизаторов, затем закрепить крышку болтами с пружинными шайбами.
Сборка картера наконечника рычага переключения передач
Закрепить картер наконечника рычага в тиски, вставив фиксатор 7 рычага в отверстие картера, установить рычаг 10 переключения передач, наложить немного солидола на шаровую поверхность рычага, надеть на хвостовик рычага опору 6 шаровой части рычага, установить пружину 5 рычага, повернуть отогнутый конец так, как показано на рисунке, и завести пружину за выступы картера.
Собрать промежуточный рычаг 2, установив в него сухарь 1 и ось 4, смазав их солидолом.
Установить рычаг вместе с осью в картер, после чего закрепить его в картере гайкой 3 с пружинной шайбой.
Вынуть картер из тисков, установить защитный чехол 9, навернуть шаровую рукоятку 12 на рычаг переключения и закрепить ее гайкой 11.
Установить картер 8 наконечника рычага с прокладкой, направив конец промежуточного рычага в прорезь головки штока первой передачи и заднего хода, а конец наконечника рычага переключения передач – в паз вилки переключения передач, закрепить картер рычага болтами с пружинными шайбами.
Установить на конец вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра.
Установить крышку вторичного вала и закрепить болтами с пружинными шайбами.
Установить на шлицы фланец с отражателем, поставить на вал упорную шайбу, навернуть гайку и затянуть ее; момент затяжки - не менее 300 Нм.
Застопорить гайку, вдавив тонкий край в паз вторичного вала.
Установить в крышку вторичного вала штуцер с ведомой шестерней спидометра. Штуцер закрепить болтом с шайбой.
Все прокладки крышек рекомендуется устанавливать на герметике.
Установить рычаг переключения передач со шпонкой на наконечник и закрепить гайкой с пружинной шайбой.
Испытание коробки передач
После сборки в коробку передач необходимо залить масло до уровня контрольной пробки и проверить ее на специальном стенде.
Обкатку коробки передач следует производить от электродвигателя в течение 3-5 мин, на каждой последовательно включенной передаче.
В процессе обкатки коробки передач проверяют нормальное включение передач, отсутствие повышенных шумов шестерен в зацеплении и стуков, отсутствие течи масла в манжетах и стыках, а также отсутствие других неисправностей.
Исправную коробку передач установить на двигатель с помощью домкрат-тележки или тали при снятом вентиляционном люке кабины, закрепить коробку передач на шпильках гайками с пружинными шайбами.Момент затяжки гаек должен быть 120-150 Нм.