Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток, приспособление для установки поршней в цилиндры, ключи «на 10», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», «на 21», «на 22», «на 36» (или газовый), торцовые головки «на 12» и «на 13» (или специальный ключ для болтов крепления головки блока цилиндров), отвертка, монтажная лопатка.
Наденьте поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпало с отверстием в верхней головке шатуна.
Усилием руки протолкните смазанный моторным маслом палец в отверстия поршня и шатуна.
Вставьте в проточки бобышек поршня стопорные кольца и дополнительно смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня.
Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию.
При установке не разжимайте кольца больше, чем необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливайте выточкой (показана стрелкой) вниз во вторую канавку.
Если на кольце нанесена метка «Верх» или «TOP», то кольцо устанавливайте меткой вверх (к днищу поршня).
Сориентируйте кольца.
Установите кольца на остальные поршни.
Кольца сориентируйте следующим образом:
- - замок верхнего компрессионного кольца должен располагаться под углом 30–45° к оси поршневого пальца;
- - замок нижнего компрессионного кольца – под углом примерно 180° к оси замка верхнего компрессионного кольца;
- - замок маслосъемного кольца – 90° к оси замка верхнего поршневого кольца.
Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников (с канавками).
Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели.
В постель и крышку среднего подшипника уложите вкладыши большей ширины (без канавки).
Смажьте вкладыши моторным маслом.
Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Уложите в крышки коренных подшипников нижние (без канавки) вкладыши.
Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.
Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.
Установите крышки (кроме задней) коренных подшипников и смажьте упорные полукольца моторным маслом.
Крышки устанавливайте в тот же блок в соответствии с метками, ориентируя их в ту же сторону, как было до разборки.
Установите заднее (металлокерамическое, желтого цвета) и переднее (сталеалюминиевое) упорные полукольца задней опоры коленчатого вала.
Упорные полукольца устанавливайте выемками к опорным поверхностям коленчатого вала
Установите крышку заднего коренного подшипника и болты крышек, затяните их динамометрическим ключом.
Проверьте плоским щупом осевой зазор коленчатого вала, переместив монтажной лопаткой коленчатый вал до упора.
Осевой зазор должен быть 0,06–0,26 мм.
Максимально допустимый зазор – 0,35 мм.
Если зазор больше, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно.
Вставьте шатунные болты (если их вынимали) и вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.
Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.
Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца.
Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр.
Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.
При установке поршней в цилиндры стрелка на поршне должна быть обращена к передней части двигателя
Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.
Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.
Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.
Наверните гайки шатунных болтов, не затягивая окончательно.
Аналогично установите крышки остальных шатунов.
Затяните гайки шатунных болтов динамометрическим ключом.
Установите держатель заднего сальника коленчатого вала, заменив прокладку.
Сцентрируйте держатель относительно фланца вала специальной оправкой (если ее нет, центрируйте держатель по рабочей кромке сальника) и затяните шесть болтов крепления держателя, совместив плоскость держателя с плоскостью разъема блока без перекосов.
Установите маховик (предварительно установив переднюю крышку картера сцепления) так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, и закрепите маховик, затянув болты его крепления.
Установите детали и узлы в последовательности, соответствующей перечислению: звездочку на коленчатый вал, маслоотделитель, шестерню привода масляного насоса, валик привода масляного насоса, масляный насос (заменив прокладку), масляный картер (заменив прокладку и не затягивая окончательно болты его крепления), головку блока (заменив прокладку).
Затяните болты крепления головки в четыре приема в определенной последовательности (см. «Замена прокладки ГБЦ Нива Шевролет»).
Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка на звездочке находилась напротив метки на корпусе подшипников.
Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров.
Закрепите корпус, затягивая гайки в определенной последовательности (см. «Распредвал замена Нива Шевролет»).
Установите башмак натяжителя цепи.
Поверните коленчатый вал так, чтобы совместить метку на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.
Наденьте цепь на звездочку, не меняя положения коленчатого вала.
Наденьте цепь на звездочку валика привода масляного насоса и, натянув ведущую ветвь, установите звездочку на валик, не затягивая окончательно болт ее крепления.
Прикрепите к цепи проволоку и поднимите цепь в полости привода вверх (или зацепите сверху крючком и поднимите).
Наденьте цепь на звездочку распределительного вала, натяните ведущую ветвь и установите звездочку на вал, обеспечив совпадение метки на звездочке и прилива на корпусе подшипников и не затягивая окончательно болт ее крепления.
Установите натяжитель цепи (если его снимали при разборке головки блока цилиндров).
Поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи.
Проверьте одновременное совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров и на корпусе подшипников.
Если метки не совпадают, повторите установку цепи.
Если метки совпадают, окончательно затяните болты звездочек и отогните края стопорных шайб болтов звездочек.
Установите крышку головки блока, заменив прокладку.
Установите крышку цепи привода распределительного вала с передним сальником коленчатого вала, заменив прокладку.
Сцентрируйте держатель относительно фланца вала специальной оправкой (если оправки нет, центрируйте держатель по рабочей кромке сальника, временно установив на хвостовик коленчатого вала шкивы) и затяните болты и гайки крепления крышки.
Болты, одновременно крепящие кронштейн насоса гидроусилителя рулевого управления, затягивайте после установки насоса.
Окончательно затяните болты крепления масляного картера. Установите шкивы коленчатого вала.
Установите остальные детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Обкатайте двигатель в следующей последовательности:
- - Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельных заслонок, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.
- - Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу.
Частота вращения коленчатого вала мин -1 - время работы, минут:
- 820-900 - 2 мин;
- 1000 - 3 мин;
- 1500 - 4 мин;
- 2000 - 5 мин
Не доводите работу двигателя до максимальных режимов.
Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, установку зажигания, частоту вращения на холостом ходу, обратите внимание на наличие посторонних шумов.
Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.
Начав эксплуатацию автомобиля, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.