Вам потребуются: шестигранный ключ «на 6», головки «на 12», «на 13», «на 14», небольшое зубило, молоток
Сливаем из двигателя масло и охлаждающую жидкость, снимаем брызговик и ремень привода вспомогательных агрегатов
Снимаем радиатор, вентилятор, насос охлаждающей жидкости и генератор.
Снимаем шкив коленчатого вала.
Крышку блока можно снять, не снимая головки.
Но при этом возможно повреждение прокладки головки, так как при сборке на верхний торец крышки блока цилиндров был нанесен клей-герметик.
Кроме того, головка мешает при установке крышки — трудно добиться точной центровки манжеты на втулке коленчатого вала, что приведет к ее быстрому износу.
Поэтому, разбирая привод газораспределительного механизма, снимаем головку блока (см. Прокладка головки цилиндров ЗМЗ-406).
Головкой «на 14» отворачиваем четыре болта крепления усилителя картера сцепления к блоку.
Ключами «на 14» и «17» отворачиваем два болта крепления усилителя к картеру сцепления и снимаем усилитель.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки и ключом «на 12» одиннадцать болтов крепления поддона картера к блоку цилиндров.
Аккуратно, стараясь не повредить прокладку, снимаем поддон со шпилек и кладем на балку.
Снимаем гидронатяжитель нижней цепи (см. Гидронатяжитель цепи двигателя ЗМЗ-406).
Шестигранным ключом «на 6» отворачиваем семь винтов крепления крышки блока цилиндров.
Поддев отверткой, снимаем крышку.
Шестигранным ключом «на 6» выворачиваем ось башмака гидронатяжителя верхней цепи
Снимаем башмак натяжителя.
Снимаем верхнюю цепь со звездочки промежуточного вала.
При необходимости ключом «на 14» отворачиваем удлинитель оси башмака.
Шестигранным ключом «на 6» выворачиваем ось башмака нижнего гидронатяжителя и снимаем башмак.
Зубилом отгибаем края стопорной пластины.
Отверткой, удерживая звездочку промежуточного вала, ключом «на 12» отворачиваем два болта.
Снимаем звездочку вместе с нижней цепью с оси промежуточного вала.
Шестигранным ключом «на 6» отворачиваем два винта и снимаем успокоитель нижней цепи.
Сборку проводим в обратной последовательности.
Перед сборкой привода газораспределительного механизма очищаем привалочные плоскости блока цилиндров и крышки цепи от остатков прокладки и герметика.
Установка
Если снималось зубчатое колесо коленчатого вала, напрессовать его на коленчатый вал, установить уплотнительное кольцо и втулку
Установить шпонку 1 в паз на коленчатом валу.
Повернуть коленчатый вал так, чтобы метка 3 на зубчатом колесе коленчатого вала совпадала с меткой 2 на блоке цилиндров. При этом поршень 1-го цилиндра займет положение в.м.т.
Установить успокоитель цепи 4, но болты 5 крепления успокоителя не затягивать.
Надеть цепь 6 на зубчатое колесо коленчатого вала, предварительно смазав ее моторным маслом.
Надеть цепь на ведомое зубчатое колесо 1 и установить его на промежуточный вал 2 так, чтобы установочный штифт колеса вошел в отверстие
промежуточного вала. При этом метка 4 на зубчатом колесе должна совпасть с меткой 5 на блоке цилиндров, а ветвь цепи, проходящая через успокоитель 3, должна быть натянута.
Установить ведущее зубчатое колесо промежуточного вала так, чтобы установочный штифт его вошел в отверстие на ведомом зубчатом колесе.
Завернуть два болта крепления зубчатых колес промежуточного вала, подложив под них стопорную пластину.
Болты затянуть моментом 22–25 Нм (2,2–2,5 кгс·м) и зафиксировать их, загнув края стопорной пластины на грани головок болтов.
После установки цепи не поворачивать промежуточный и коленчатый валы.
Нажав на башмак натяжителя, натянуть цепь и проверить совпадение меток на зубчатых колесах и блоке цилиндров.
Затянуть болты крепления успокоителя цепи.
Смазать верхнюю цепь моторным маслом и затем одеть ее на ведущее зубчатое колесо промежуточного вала, пропустив в отверстие в головке блока.
Если зубчатое колесо 2 установлено на распределительном валу, отвернуть болт 1 и снять колесо 2 с распределительного вала.
Надеть цепь на зубчатое колесо 2 и, слегка повернув выпускной распределительный вал по часовой стрелке, установить на него зубчатое колесо 2 с надетой на него цепью.
При этом штифт 8 распределительного вала должен войти в отверстие зубчатого колеса. Завернуть болт 1.
Поворачивать распределительный вал нужно ключом за четырехгранник на распределительном валу.
Затем, слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натянуть цепь.
Промежуточный и коленчатые валы при этом поворачиваться не должны. Метка "А" должна совпасть с верхней плоскостью головки блока.
Отвернуть болт 6 и снять зубчатое колесо 4 с впускного распределительного вала.
Надеть на колесо 4 цепь и установить колесо 4 с цепью на распределительный вал, слегка повернув при этом распределительный вал по часовой стрелке.
Штифт 5 распределительного вала должен войти в отверстие зубчатого колеса. Слегка повернув распределительный вал против часовой стрелки, натянуть цепь.
Метка «А» на зубчатом колесе 4 должна совпасть с верхней плоскостью головки блока.
Остальные валы при этом поворачиваться не должны.
Завернуть болт 6.
Затянуть болты 1 и 6 моментом 46–74 Нм (4,6–7,4 кгс·м), удерживая распределительные валы от поворота ключом за четырехгранники.
Установить успокоитель 3, протолкнув его в отверстие в головке блока.
Установить успокоитель 7.
Установить крышку цепи и водяной насос. При этом на поверхности крышки, прилегающие к блоку цилиндров и головке блока, нанести тонким слоем герметик «Гермесил» или подобный ему.
При установке крышки цепи следить за тем, чтобы не повредить сальник коленчатого вала.
Установить гидронатяжители верхней и нижней цепей.
Установить шкив коленчатого вала.
Завернуть храповик и затянуть моментом 104–128 Нм (10,4–12,8 кгс·м), удерживая коленчатый вал от проворота, вставив отвертку в зубья венца маховика и уперев ее в установочный штифт картера сцепления.
При затяжке храповика шкив маховика напрессовывается на коленчатый вал.
Провернуть за храповик коленчатый вал на два оборота и установить в положение в.м.т. поршня 1-го цилиндра. Проверить совпадение меток.
Установить переднюю крышку головки блока, нанеся на поверхность крышки, прилегающей к головке блока, слой герметика «Гермесил».
Затянуть болты крепления крышки моментом 12–18 Нм (1,2–1,8 кгс·м).
Устанавливаем все детали в обратном порядке.