После демонтажа устанавливаем двигатель на стенд для разборки
Снимаем генератор, головку блока цилиндров, маховик, масляный фильтр
Накидным ключом на 17 отворачиваем два болта 1 нижнего крепления, а ключом на 13 — болт 2 верхнего крепления кронштейна передней правой опоры силового агрегата.
Снимаем кронштейн
Головкой на 13 отворачиваем три болта крепления кронштейна генератора.
Снимаем кронштейн генератора.
Снимаем поддон картера двигателя (см. «Замена прокладки поддона картера»).
Снимаем маслоприемник и масляный насос (см. «Снятие и разборка масляного насоса»).
Отвернув ключом на 10 два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, снимаем трубу и ее уплотняющую прокладку.
Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления коленчатого вала
Снимаем держатель заднего сальника
Соединение держателя сальника и блока цилиндров уплотнено прокладкой
Головкой на 14 отворачиваем две гайки болтов крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ)
Постучав по боковым поверхностям крышки шатуна молотком с пластмассовым (или из мягкого металла) наконечником
Снимаем крышку шатуна
Вынимаем из крышки вкладыш шатунного подшипника
Упираясь деревянной рукояткой молотка в торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала
Вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.
Вынимаем из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.
Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.
Если детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы.
Поэтому при разборке нужно пометить детали, чтобы при последующей сборке они были установлены на свои места.
Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца
Вынимаем кольцо из канавки поршня. Так же точно снимаем нижнее компрессионное кольцо.
Разжав замок, снимаем маслосъемное кольцо
Снимаем расширитель маслосъемного кольца.
Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки бобышки поршня.
Таким же образом вынимаем другое стопорное кольцо поршневого пальца.
Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна.
Так же снимаем остальные поршни.
Головкой на 17 отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала
Снимаем крышку коренного подшипника.
Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.
Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников коленчатого вала.
Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров и затем вынимаем два упорных полукольца коленчатого вала (показаны стрелками) из проточек опоры третьего коренного подшипника (в блоке цилиндров).
Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
Остро заточенным инструментом удаляем остатки герметика с привалочной плоскости блока цилиндров под поддон картера
Удаляем остатки прокладки головки блока цилиндров. Очищаем привалочные плоскости блока цилиндров под трубу насоса охлаждающей жидкости и держателя заднего сальника коленчатого вала.
После разборки двигателя тщательно промываем и очищаем от нагара детали цилиндропоршневой группы для проверки их технического состояния.
Для определения износа цилиндра нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, и 90 мм от верхней плоскости блока цилиндров) и в двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).
В зоне первого пояса (до 8 мм) цилиндр практически не изнашивается.
Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно определить износ цилиндра.
Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, необходимо расточить и отхонинговать цилиндры до ремонтного (увеличенного на 0,4 или 0,8 мм) размера.
Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем ее диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Микрометром измеряем диаметры всех коренных и шатунных шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных плоскостях.
Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если износ или овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках есть задиры и риски.
После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов.
Затем тщательно промываем и продуваем сжатым воздухом каналы для удаления остатков абразива.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаляем и устанавливаем заглушки.
Собираем двигатель в обратной последовательности.
Устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек вала).
Вкладыши с проточкой на рабочей поверхности устанавливаем в опоры блока цилиндров, а без проточки — в крышки коренных подшипников.
Смазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры блока цилиндров коленчатый вал.
Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.
Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенных на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ).
При установке ориентируем крышки так, чтобы метки них располагались ближе к передней стороне блока цилиндров (сторона крепления генератора).
При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипников располагаются с одной стороны.
Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68 – 84 Нм.
Поршни к цилиндрам подбирают по классам диаметров цилиндр и юбок поршней.
Класс диаметра каждого цилиндра (обозначенный в нашем случае буквой «С») клеймится напротив цилиндра на нижней плоскости блока (плоскость крепления поддона картера).
Класс поршня по диаметру юбки наносится на днище поршня. На двигатель устанавливаются поршни одного класса по массе.
Маркировка на днище поршня:
- - d – класс поршня по диаметру отверстия под палец;
- - C – класс диаметра юбки поршня;
- - ↓ - при установке поршня в цилиндр, стрелка должна быть направлена в сторону привода ГРМ;
- - Г – класс поршня по массе.
Маркировка классов шатуна по массе и диаметру отверстия под поршневой палец наносится на крышке шатуна.
Маркировка на крышке шатуна:
- - H– класс шатуна по массе;
- - 2 – класс шатуна по диаметру отверстия под поршневой палец.
Перед сборкой шатунно-поршневой группы из новых деталей необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам.
Класс поршня и шатуна по диаметру отверстий под палец должен соответствовать классу диаметра пальца.
Правильно подобранный поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие верхней головки шатуна с усилием нажатия большим пальцем руки и не выпадать из него при вертикальном положении.
При сборке поршня с шатуном ориентируем их так, чтобы при установке в цилиндр, выбитый на шатуне порядковый номер, располагался ближе к задней стенке блока цилиндров (на которой расположен масляный фильтр).
Перед установкой поршневых колец на поршень необходимо проверить тепловые зазоры в замках колец.
Для этого вставляем поршневое кольцо в тот цилиндр, в который оно будет установлено при сборке и выравниваем кольцо днищем поршня.
Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.
Зазор должен быть равен 0,25 - 0,45 мм. Предельно допустимый зазор при износе 1 мм
Смазываем моторным маслом канавки на поршнях под поршневые кольца. Устанавливаем кольца на поршни.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.
Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», кольцо располагаем меткой вверх.
Располагаем кольца следующим образом:
- - замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45˚ к оси поршневого пальца;
- - замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180˚ к оси замка верхнего кольца;
- - замок маслосъемного кольца — под углом 90˚ к оси замка верхнего компрессионного кольца.
При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.
Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.
При этом шатунная шейка коленчатого вала данного цилиндра должна находиться положении НМТ.
Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр до упора.
При этом контролируем посадку вкладыша нижней головки шатуна на шейку коленчатого вала.
При установке крышки шатуна порядковые номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна
Дальнейшую сборку двигателя проводим в обратной последовательности.