Сцепление (Рисунок 1) сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из двух частей: нажимного диска в сборе (кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительный пластины, опорные кольца) и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками
Располагается сцепление и механизм его выключения в колоколообразном алюминиевом картере, крепящемся к фланцу блока двигателя болтами, для повышения жесткости системы блок двигателя — картер сцепления нижняя часть картера сцепления соединена с блоком двигателя через Г- образный усилитель.
Центрирование картера сцепления относительно оси коленвала двигателя осуществляется с помощью двух штифтов, запрессованных во фланец блока цилиндров и входящих в отверстия на картере сцепления.
Кожух сцепления 8 закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими (специальными) болтами.
Усилие нажимной диафрагменной пружины 5 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 4, кожух и соединительные пластины 5 (Рисунок 2) на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач.
Нажимная диафрагменная пружина 3 представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной части двенадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления.
Наружная неразрезанная часть зажата между двумя опорными кольцами 2 за счет загибки усиков, выполненных на кожухе.
Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков.
Наружной частью диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает его в сторону маховика.
Соединительные пластины 5 (три группы по три пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, другим — к кожуху сцепления.
С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.
Нажимной диск в сборе балансируется путем установки на фланец специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха на диаметре 273 мм отверстий диаметром 9 мм. Допустимый дисбаланс — не более 15 гсм.
Ведомый диск сцепления — LUK 324021510.
Ведомый диск имеет две фрикционные накладки, приклепанные независимо одна от другой к пластинчатым пружинам, также снабжен встроенным демпфером холостого хода и 2-х ступенчатым гасителем крутильных колебаний. демпфер холостого хода снижает стуки и вибрации зубчатых колес КПП на холостом ходу.
С возрастанием крутящего момента вступает в действие 2-х ступенчатый гаситель крутильных колебаний.
Сначала сжимаются пружины 1-ой ступени демпфирования гасителя крутильных колебаний, далее начинают работать пружины 2-ой ступени.
Наружный диаметр фрикционной накладки 240 мм, внутренний — 160 мм, толщина накладки 3,5 мм.
Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4х23х29 мм, число шлиц 10.
Эксплуатация и техническое обслуживание сцепления
Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного и умелого пользования им. для этого необходимо:
— выключать сцепление быстро, до упора педали в пол;
— включать сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой;
— не держать сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.).
Обязательно использовать в таких случаях «нейтраль» в коробке передач и полностью включенное сцепление;
— не держать ногу на педали сцепления при движении автомобиля;
— не использовать пробуксовку сцепления как способ удержания автомобиля на подъеме;
— трогаться с места на 1-й передаче.
В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания
Возможные неисправности сцепления и способы их устранения
Неполное выключение сцепления — сцепление «ведет» (не включаются или включаются с трудом передачи переднего хода; передача заднего хода включается с треском)
Наличие воздуха в системе гидравлического привода - Прокачать систему гидравлического привода сцепления
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала - Устранить заедание на шлицах (зачистить шлицы)
Коробление ведомого диска - Заменить ведомый диск
Неполное включение сцепления — сцепление буксует (ощущается специфический запах, наблюдается замедленный разгон, падение скорости движения, замедленное преодоление подъемов)
Ослабление диафрагменной пружины - Заменить нажимной диск в сборе
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска - Заменить ведомый диск. В случае небольшого замасливания промыть поверхность накладок керосином и зачистить мелкой шкуркой
Чрезмерный износ фрикционных накладок (до заклепок), рабочих поверхностей маховика и нажимного диска - Заменить ведомый диск. Заменить маховик или нажимной диск или устранить на них задиры и кольцевые риски механической обработкой
Неплавное включение сцепления
Износ фрикционных накладок (до заклепок) - Заменить ведомый диск
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала - Устранить заедание на шлицах
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска - Заменить ведомый диск
Вибрация и шумы в трансмиссии при движении
Поломка или износ деталей демпферного устройства ведомого диска - Заменить ведомый диск
Нажимной диск и ведомый диск сцепления в процессе эксплуатации не ремонтируются (ремонт нажимного диска производят только на заводе-изготовителе), а при их непригодности заменяются новыми.
Ведомый диск необходимо заменить, если на поверхности фрикционных накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание, а также, если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм.
При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений, надиров, кольцевых канавок, прожигов на рабочей поверхности нажимного диска, износов концов лепестков диафрагменной пружины и т.п. необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины и усилие выключения.
Для этого закрепить нажимной диск на рабочей поверхности маховика (поверхность должна быть ровной и неизношенной), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы 2 (Рисунок 3) толщиной 8 мм.
Размер от торца маховика до концов лепестков должен быть (43,6 ± 2) мм, биение (отклонение от положения в одной плоскости) не должно превышать 0,65 мм, при необходимости подогнуть лепестки диафрагменной пружины.
При перемещении концов лепестков на 8,5 мм отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм.
Переместить концы лепестков на 10 мм и убрать шайбы.
Замерить усилие на концах лепестков, отпуская их до получения расстояния между плоскостью маховика и нажимного диска 6 и 8 мм.
В обоих случаях усилие должно быть не более 240,3 даН (245 кгс).