Автомобиль необходимо установить на смотровую яму или подъемник. Рабочее место должно быть оборудовано общим и переносным освещением, подъемным устройством грузоподъемностью не менее 300 кг
В моторном отсеке.
1. Отсоединить провода от аккумуляторной батареи.
2. Слить охлаждающую жидкость. Для этого отвернуть сливную пробку на нижнем бачке радиатора, открыть краники на блоке цилиндров и отопителе. Пробки заливной горловины радиатора и расширительного бачка должны быть сняты.
3. Слить масло из масляного картера двигателя, отвернув пробку сливного отверстия. После слива масла и охлаждающей жидкости пробки завернуть на место, краники закрыть.
4. Отсоединить от двигателя все электропровода: от стартера, генератора, клапана останова топливоподачи ТНВД, свечей накаливания, датчиков положения коленчатого вала, положения рычага ТНВД, температуры охлаждающей жидкости системы управления, указателя температуры ОЖ и сигнализатора перегрева ОЖ, указателя давления масла и сигнализатора аварийного давления масла.
5. Ослабить хомуты, отсоединить все шланги:
- от впускного патрубка турбокомпрессора;
- от водяного насоса и крышки термостата, трубки отопителя и теплообменника;
- подвода и слива топлива от ТНВД;
- вакуумные шланги от вакуумного насоса и клапана рециркуляции.
6. Отсоединить трос акселератора от рычага подачи топлива ТНВД и от кронштейна.
7. Снять облицовку радиатора и радиатор, капот.
8. Удерживая ремень привода вентилятора и насоса ГУР, отсоединить и снять вентилятор с муфтой. Положить их в кожух вентилятора.
Снять ремень привода вентилятора и насоса ГУР, отсоединить насос от кронштейна и отвести его в сторону.
Под автомобилем.
1. Отсоединить приемную трубу глушителя от патрубка турбокомпрессора и коробки передач, снять трубу со шпилек патрубка и отвести вниз.
2. Отсоединить шину «массы» от двигателя.
3. Отвернуть болты крепления рабочего цилиндра сцепления и отсоединить его от картера сцепления.
4. Отвернуть крепление картера сцепления к коробке передач.
Дальнейшие действия.
Завести крюки грузозахватной траверсы за грузовые проушины на двигателе и натянуть таль.
Отсоединить правую опору от рамы, а левую, вместе с кронштейном, от блока.
Отвести двигатель от коробки передач до выхода первичного вала из нажимного диска.
Вынуть двигатель из моторного отсека.
Разборка двигателя
Перед разборкой двигатель очистить от грязи и вымыть.
При разборочно-сборочных работах необходимо обеспечить чистоту и сохранность рабочих поверхностей деталей. Детали, в замене которых нет необходимости, необходимо устанавливать на свои места для сохранения приработки.
Для этого такие детали, как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидроопоры и другие, при снятии с двигателя следует маркировать методами, исключающими порчу деталей.
Внимание!
Не допускается отворачивание центральной гайки крепления ступицы шкива ТНВД для снятия шкива ТНВД со ступицей.
После снятия будет невозможно снова установить ступицу в правильное положение относительно вала ТНВД, что приведет к значительному ухудшению работы двигателя.
При разборке двигателя надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатывают в сборе, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
Коленчатый вал, маховик, ведомый и нажимной диски сцепления, шкив демпфер коленчатого вала, шкив ТНВД балансируются отдельно, поэтому они взаимозаменяемые. Картер сцепления обрабатывается отдельно от блока цилиндров, при установке на блок центрируется на точно расположенные установочные штифты и также взаимозаменяемый.
В гидронатяжителях не допускается разукомплектация корпуса с плунжером, так как они составляют подобранную по зазору пару.
Снимать детали, установленные с натягом, необходимо специальными съемниками (использование стальных молотков и выколоток при разборке двигателя недопустимо).
Перед установкой двигателя на стенд для разборки необходимо снять стартер и картер сцепления.
Установить и закрепить двигатель на стенде для разборки за передний кронштейн левой опоры, и за отверстия крепления картера сцепления в заднем фланце блока цилиндров.
Разборка двигателя на стенде
- Снять шкив вентилятора, отвернув болты крепления его к ступице привода вентилятора.
- Снять привод вентилятора, отвернув болты крепления его к передней крышке головки цилиндров.
- Снять направляющий ролик ремня привода вентилятора и насоса ГУР с втулкой, отвернув гайку его крепления и вывернув ось.
- Снять натяжной кронштейн, отвернув болт его крепления.
- Снять нижний и верхний кожухи ремня привода ТНВД, отвернув болты, винты и гайку крепления.
- Отсоединить шланг корректора по наддуву от ТНВД, ослабив хомут крепления шланга.
- Снять воздуховод, отвернув болты крепления воздуховода к ресиверу и ослабив хомут крепления воздуховода к патрубку.
- Снять шланг с впускного патрубка, ослабив хомут его крепления.
- Отвернуть болты крепления клапана рециркуляции от трубки рециркуляции и от патрубка выпускного турбокомпрессора, снять клапан рециркуляции.
- Отвернуть гайки крепления трубок высокого давления от штуцеров ТНВД, заглушить отверстия трубок и штуцеров.
- Отвернуть гайки крепления трубок высокого давления от форсунок, заглушить отверстия форсунок, отверстия трубок, снять трубки.
- Отсоединить шланги отсечного топлива от форсунок, отвернуть гайки крепления скоб и прижимов, вынуть форсунки и прокладки уплотнительные с помощью крючка ЗМ 7814-5129.
- Снять шланг вентиляции картера с патрубка крышки клапанов и впускного патрубка турбокомпрессора, ослабив хомуты крепления шланга.
- Снять крышку клапанов, отвернув болты крепления.
- Установить коленчатый вал в положение верхней мертвой точки первого цилиндра на такте сжатия, совместив метки на роторе датчика шкива коленчатого вала с меткой на крышке цепи.
- Ослабить болты крепления шкива ТНВД.
- Ослабить гайку крепления натяжного ролика ремня ТНВД, повернуть ролик по часовой стрелке до упора с помощью оправки ЗМ 7812-4805 и зафиксировать его гайкой в этом положении, снять ремень.
- Отвернуть болт крепления кронштейна натяжного ролика, снять пружину. Снять шкив ТНВД, отвернув болты крепления.
- Отвернуть болты крепления ТНВД к кронштейну, опоры кронштейна ТНВД, снять ТНВД.
- Снять кронштейн успокоительных роликов, отвернув ось крепления кронштейна.
- Снять переднюю крышку головки цилиндров, отвернув болты крепления. Снять средний успокоитель.
- Отвернуть болты крепления крышки верхнего гидронатяжителя, снять крышку, вынуть гидронатяжитель.
- Зафиксировать распределительные валы приспособлением ЗМ 7820-4580, отвернуть болты крепления звездочек и снять звездочки с помощью съемника ЗМ 7814-5135, придержать цепь рукой и сложить в нишу крышки цепи.
- Отвернуть болты крепления крышек распределительных валов и снять крышки с помощью съемников ЗМ 7814-5136 (переднюю) и ЗМ 7814-5137 (остальные). Направляющие втулки должны остаться в головке цилиндров. В случае, если втулки остались в крышках распределительных валов, их необходимо установить в головку цилиндров с уплотнительными кольцами.
- Снять распределительные валы.
- Снять рычаги привода клапанов и гидроопоры с помощью оправки ЗМ 7823-4655.
- Отсоединить трубку подвода масла и рукав отвода масла от турбокомпрессора.
- Снять теплоизолирующий экран с коллектора, отвернуть гайки крепления коллектора, снять, скобу отводящей трубки и передний кронштейн подъема двигателя, снять коллектор в сборе с турбокомпрессором.
- Снять отводящую трубку, ослабив ее крепление к штуцеру водяного насоса.
- Отвернуть гайки крепления впускной трубы, снять впускную трубу в сборе с ресивером.
- Ослабить болты крепления шкива водяного насоса.
- Ослабить натяжение ремня привода генератора и водяного насоса, снять ремень.
- Отвернуть болты крепления шкива водяного насоса, снять шкив.
- Снять натяжной ролик ремня привода ТНВД.
- Снять генератор с вакуумным насосом, предварительно отсоединив шланги подвода и отвода масла от вакуумного насоса и двигателя.
- Отвернуть болты крепления кронштейна генератора, снять кронштейн.
- Отвернуть болты крепления кронштейна ТНВД, снять кронштейн.
- Снять корпус термостата, отвернув винты крепления и ослабив хомут шланга на патрубке термостата.
- Снять шланг с патрубка водяного насоса, ослабив хомут крепления. Вывернуть свечи накаливания ключом ЗМ 7812-4764.
- Отвернуть болты крепления головки цилиндров, снять болты с шайбами, головку цилиндров, прокладку.
- Снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и привод масляного насоса.
- Отвернуть предварительно на 2.. .3 оборота гайку ведущей шестерни привода масляного насоса.
- Отогнуть концы стопорной пластины, отвернуть болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки.
- Снять фланец промежуточного вала, отвернув болты его крепления. Снять шестерню ведущую с гайкой с промежуточного вала, снять промежуточный вал.
Установить блок цилиндров плоскостью крепления масляного картера вверх.
- Снять масляный картер, прокладку, отвернув болты и гайки крепления. Отвернуть болт крепления держателя масляного насоса на третьей крышке коренного подшипника, болты крепления масляного насоса, снять масляный насос, прокладку.
- Вынуть шестигранный валик привода масляного насоса.
- Снять усилитель картера сцепления, отвернув болты его крепления к блоку цилиндров.
- Отвернуть и снять масляный фильтр.
- Снять теплообменник масляного фильтра, отвернув штуцер его крепления и предварительно отсоединив шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости.
- Отвернуть болты крепления крышек шатунов второго и третьего цилиндров, снять крышки шатунов с вкладышами, вынуть поршень с шатуном из второго и третьего цилиндров.
- Повернуть коленчатый вал на 180˚ ключом ЗМ 7812-4645. Отвернуть болты крепления крышек шатунов первого и четвертого цилиндров, снять крышки шатунов с вкладышами, вынуть поршень с шатуном из первого и четвертого цилиндров.
- Вынуть вкладыши из постелей шатунов и крышек.
- Установить крышки шатунов на шатуны и закрепить болтами.
- Установить в шлицевое отверстие ведомого диска сцепления оправку ЗМ 7853-4023 до упора.
- Отвернуть болты крепления нажимного диска сцепления, снять нажимной и ведомый диски, снять оправку.
- Вынуть из отверстия маховика подшипник первичного вала коробки передач съемником 6999-7679.
- Отвернуть болты крепления маховика, снять шайбу болтов, маховик. Вынуть из отверстия коленчатого вала распорную втулку. Снять сальникодержатель с фланца коленчатого вала, отвернув болты крепления.
- Застопорить коленчатый вал от проворачивания фиксатором ЗМ 7820-4550, отвернуть стяжной болт.
- Снять шкив-демпфер коленчатого вала съемником ЗМ 7814-5130.
Установить блок цилиндров плоскостью крепления головки цилиндров вверх.
- Отвернуть болты крепления крышки нижнего гидронатяжителя, снять крышку, вынуть гидронатяжитель.
- Снять кронштейн натяжного ролика в сборе с роликом, отвернув его от крышки цепи.
- Снять кронштейн насоса ГУР и крышку цепи в сборе с водяным насосом, отвернув болты крепления крышки цепи к блоку.
- Снять рычаги натяжного устройства со звездочкой, отвернув болты крепления.
- Снять звездочку и втулку с хвостовика коленчатого вала съемником ЗМ 7814-5118.
Установить блок цилиндров плоскостью крепления масляного картера вверх.
- Отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников, снять крышки с помощью съемника ЗМ 7814-5146, вкладыши, полушайбы упорного подшипника нижние.
- Снять коленчатый вал, полушайбы верхние, вкладыши.
- Установить крышки коренных подшипников в блок согласно нумерации.
- Закрепить крышки коренных подшипников болтами.
- С помощью клещей ЗМ 7814-5128 снять с поршней компрессионные и маслосъемные кольца.
- Снять стопорные кольца поршневого пальца.
С помощью оправки ЗМ 7853-4309 выколотить поршневые пальцы из поршней и шатунов.