Привод водяного насоса и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220. Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика 3 (Рисунок 1)
Привод вентилятора и насоса ГУР осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 925. Натяжение ремня производится изменением положения шкива насоса ГУР.
Периодически необходимо проверять состояние ремней и их натяжение. При появлении трещин, расслоении и других дефектах ремень заменить.
Проверку и регулировку натяжения ремня привода агрегатов при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО-1.
Прогиб ремня привода вентилятора и насоса ГУР при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине между шкивами вентилятора и насоса ГУР должен быть, 8,5 ± 0,5 мм.
При слабом натяжении ремня привода агрегатов во время работы двигателя на высоких оборотах начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение, а также перегрев двигателя, что может привести к его поломке.
Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.
Для проверки и регулировки натяжения ремня привода агрегатов выполнить следующее:
1. Снять кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.
Внимание! Муфта вентилятора имеет левую резьбу и при снятии муфту необходимо вращать по часовой стрелке.
2. Проверить натяжение ремня привода агрегатов. Натяжение должно обеспечивать стрелу прогиба 14 +1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора.
Проверку произвести с помощью приспособления типа 24-Ф-73595. Не допускать слабой и сильной натяжки ремня.
3. При необходимости произвести натяжение ремня. Для регулировки натяжения ремня выполнить следующие действия:
- ослабить болт 7 (Рисунок 2) крепления натяжного ролика на оси;
- вращая болт 3 произвести требуемое натяжение ремня;
- затянуть болт 7 крепления натяжного ролика с Мкр 13,7...17,7 Нм (1,4...1,8 кгсм);
4. Установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.
Для замены ремня привода агрегатов необходимо:
1. Снять вентилятор с муфтой, ремень привода вентилятора и насоса ГУРа и кожухи ремня привода ТНВД.
2. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, зафиксировать положение коленчатого вала, снять ремень привода ТНВД и зафиксировать шкив ТНВД штифтом (выполнить п. 2-5 методики замены ремня привода ТНВД). Снять коромысло с успокоительными роликами 8 (Рисунок 4).
3. Ослабить болт 7 (Рисунок 2) крепления натяжного ролика на оси, вращая болт 3 ослабить и снять ремень привода агрегатов.
Установить новый ремень привода агрегатов на шкивы коленчатого вала, генератора, водяного насоса и натяжного ролика.
Вращая болт 3, произвести натяжение ремня с усилием обеспечивающим стрелу прогиба 14 ±1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора. Проверку провести с помощью приспособления типа 24-Ф-73595. Затянуть болт 7 крепления натяжного ролика на оси с Мкр 13,7...17,7 Нм (1,4...1,8 кгсм).
4. Установить коромысло с успокоительными роликами и закрепить осью с Мкр 24,5.. .39,2 Нм (2,5.. .4,0 кгсм). При необходимости нанести на ось смазку Литол-24.
5. Установить ремень привода ТНВД, произвести его натяжение и проверить установку ТНВД.
6. Установить кожухи ремня привода ТНВД.
7. Установить и натянуть ремень привода вентилятора и насоса ГУРа.
8. Установить вентилятор с муфтой.
Натяжение ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления производить при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО - 1. для этого выполнить следующее:
- снять вентилятор с муфтой;
- ослабить болт 4 (Рисунок 3), гайку 5 и контргайку 2;
- вращая натяжной болт 3, переместить насос до нормального натяжения ремня (Рисунок 3);
- затянуть болт 4, гайку 5 и контргайку 2;
- установить вентилятор с муфтой.
Замену ремня производить в следующей последовательности:
- снять вентилятор с муфтой;
- ослабить болт 4, гайку 5 и контргайку 2;
- вращая натяжной болт 3, ослабить натяжение ремня;
- заменить ремень и произвести его натяжение, как указано выше;
- установить вентилятор с муфтой.
Регулировка натяжения и замена ремня привода ТНВД.
Регулировку натяжения ремня привода ТНВД производить при обслуживании после пробега первых 1000 и 2500 км, а далее при каждом ТО-1. Совместно с натяжением зубчатого ремня необходимо проверить установку и крепление ТНВД. Замену ремня привода ТНВД производить через каждые 40000 км.
Для натяжения ремня привода ТНВД, проверки установки и крепления ТНВД выполнить следующее:
1. Снять вентилятор с муфтой и кожухи ремня привода ТНВД.
2. Ослабить гайку 11 (Рисунок 4) крепления натяжного ролика зубчатого ремня. Ремень натянется автоматически усилием натяжной пружины 12.
3. Закрепить гайку 11 крепления натяжного ролика с Мкр 11,8...17,7 Нм (1,2...1,8 кгсм).
4. Повернуть коленчатый вал на один оборот, не менее, затем установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия поворотом коленчатого вала по часовой стрелке (см. п.2 методики замены ремня привода ТНВД).
5. Проверить установкой штифта центратора ТНВД (рисунок 6) совпадение паза ступицы ТНВД с отверстием в корпусе ТНВД. Штифт должен входить свободно.
6. В случае несовпадения паза ступицы с отверстием в корпусе ТНВД, а также если штифт входит с усилием, выполнить операции, начиная с п. 3 методики замены ремня привода ТНВД (см. далее).
7. Проверить крепление ТНВД к переднему кронштейну (болты 14, Рисунок 4) и задней опоре.
Ослабление креплений не допускается. Момент затяжки болтов 14 крепления ТНВд к передней опоре, болта и гайки крепления к задней опоре 15,7...19,6Нм(1,6...2кгсм).
8. После проведения всех операций вынуть штифты, установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.
Внимание! Невыполнение мероприятий по проверке и корректировке установки ТНВД может привести к изменению угла опережения впрыска, нарушению вследствие этого работы двигателя (дымление, падение мощности, повышенный расход топлива и перегрев двигателя) и даже к отсутствию запуска.
Для замены ремня привода ТНВД сделать следующее:
1. Снять вентилятор с муфтой и кожухи ремня привода ТНВД.
2. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
Для этого нужно повернуть коленчатый вал с помощью специального ключа ЗМ 78 12-4645 до совпадения метки 6 на роторе датчика положения коленчатого вала (Рисунок 4) с указателем ВМТ 5 на крышке цепи и зафиксировать его положение с помощью технологического установочного штифта ЗМ 7820-4582 (рисунок 6), установив его в отверстие 4 блока цилиндров, при этом штифт должен зайти в паз маховика.
Убедиться в совпадении отверстия в первой шейке впускного распределительного вала и отверстия в передней крышке распределительных валов 2 и 3 (смотреть через маслозаливную горловину крышки клапанов).
В случае несовпадения отверстий вынуть штифт, повернуть коленчатый вал на 360° до совпадения отверстий и зафиксировать это положение штифтом, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
3. Ослабить гайку 11 крепления натяжного ролика зубчатого ремня. С помощью специальной оправки ЗМ 78 12-4805 повернуть кронштейн натяжного ролика до упора по часовой стрелке, преодолевая усилие натяжной пружины.
Закрепить гайку крепления натяжного ролика в этом положении.
4. Снять зубчатый ремень 9.
5. Довернуть шкив ТНВД 13 до совпадения паза ступицы шкива с отверстием в корпусе ТНВД и зафиксировать с помощью штифта центратора ТНВД (рисунок 6), как указано на рисунке 5.
6. Ослабить гайку крепления ТНВД к задней опоре 9 (Рисунок 5) и болты 14 (Рисунок 4) крепления ТНВД к переднему кронштейну и зафиксировать насос в среднем положении относительно пазов в кронштейне, при этом болты не затягивать.
7. Проверить подвижность коромысла с успокоительными роликами на оси, при необходимости нанести на ось смазку Литол-24.
8. Установить зубчатый ремень привода ТНВД зубьями во впадины шкива коленчатого вала 7 и шкива ТНВД (следить, чтобы слабина ведущей ветви ремня могла быть выбрана при незначительном повороте корпуса ТНВД от среднего положения против часовой стрелки, а ступица ТНВД надежно заштифтована с отверстием в корпусе ТНВД) и поворотом ТНВД натянуть ремень.
9. Ослабить гайку 11 крепления натяжного ролика. Ремень привода ТНВД натянется автоматически усилием натяжной пружины.
10. Покачивая корпус ТНВД, добиться, чтобы фиксирующий штифт свободно выходил из отверстия в корпусе ТНВД.
Затем подтянуть болты 14 крепления ТНВД к переднему кронштейну с Мкр 15,7...19,6 Нм (1,6...2 кгсм) и гайку 11 крепления натяжного ролика с Мкр 11,8...17,7 Нм (1,2...1,8 кгсм).
11. Вынуть технологические штифты из корпуса ТНВД и отверстия в блоке цилиндров, повернуть коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота (720°) и вновь зафиксировать его штифтом.
12. Проверить совпадение паза ступицы ТНВД с отверстием в корпусе ТНВД, штифт должен входить свободно. В случае несовпадения, а также, если штифт входит с усилием — ослабить болты крепления ТНВД и повторить операции.
13. Извлечь установочные технологические штифты из ступицы шкива ТНВД и из отверстия в блоке цилиндров.
14. Закрепить ТНВД болтом с гайкой на задней опоре с Мкр 15,7 – 19,6 Нм (1,6 - 2 кгсм).
15. Установить кожухи ремня привода ТНВД и вентилятор с муфтой.
Примечание: Все операции проводятся с установленным коромыслом 8 с успокоительными роликами ремня привода ТНВД.