Раздаточная коробка предназначена для распределения крутящего момента между ведущими мостами
На автомобилях УАЗ Патриот установлена двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей, одним рычагом переключения, без межосевого дифференциала.
Крутящий момент от коробки передач передается к ведущему валу раздаточной коробки.
Ведомый вал постоянно соединен через карданную передачу с главной передачей ведущего заднего моста автомобиля.
При включении привода переднего моста валы соединяются между собой зубчатой муфтой и вращаются с одинаковыми угловыми скоростями.
Раздаточная коробка состоит из чугунного картера с крышкой, ведущего, промежуточного и ведомого валов, вала привода переднего моста, зубчатых колес и зубчатой муфты выключения переднего моста.
Она прикреплена четырьмя болтами к задней стенке картера коробки передач и уплотнена герметиком.
Центрирование раздаточной коробки относительно коробки передач осуществляется по наружной обойме двухрядного подшипника вторичного вала коробки передач.
На задней части картера раздаточной коробки установлен механизм стояночного тормоза.
В картере раздаточной коробки на подшипниках качения установлены ведущий и промежуточный валы, валы привода переднего и заднего мостов с прямозубыми шестернями.
Ведущим валом для раздаточной коробки служит шлицевой конец вторичного вала коробки передач, он установлен в ведущую шестерню раздаточной коробки.
Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках установлен вал привода заднего моста.
Между подшипниками находится червячная шестерня привода спидометра.
Промежуточный вал, выполненный за одно целое с промежуточной шестерней понижающей передачи, вращается на одном роликовом и одном шариковом подшипниках.
Вал привода переднего моста, изготовленный за одно целое с шестерней, установлен в нижней части картера раздаточной коробки и вращается на двух шариковых подшипниках.
Механизм переключения раздаточной коробки состоит из двух штоков и двух вилок, расположенных в крышке картера раздаточной коробки.
Вилки скользят по неподвижным штокам и снабжены шариковыми фиксаторами.
Возможные неисправности раздаточной коробки и методы их устранения
- Неисправность
Устранение
Повышенный шум в раздаточной коробке:
- Ослабление гаек крепления раздаточной коробки к коробке передач или болтов крепления крышек подшипников
Подтяните все болты и гайки. Если после этого шум не прекратится, разберите раздаточную коробку и устраните неисправность
- Износ или выкрашивание зубьев шестерен
Замените изношенные шестерни
- Износ подшипников
Замените изношенные подшипники
- Большой дисбаланс карданных валов
Отбалансируйте карданные валы
Затрудненно переключение и выбор передач:
- Заедание в шлицевом соединении шестерни и вторичного вала коробки передач
Зачистите забоины, заусеницы или замените детали
- Забоины на зубьях малого венца ведущей шестерни от ударов при включении.
- Изогнут шток вилки переключения.
Зачистите забоины и заусеницы, выправьте шток или замените детали
- Деформация фиксатора выбора передач механизма переключения
Выправьте или замените фиксатор
Самовыключение передачи при движении автомобиля:
- Износ зубьев шестерни
Замените изношенные шестерни
- Износ подшипников, вызывающий перекос валов
Замените изношенные подшипники
- Увеличенный зазор в шлицевом соединении шестерня – вторичный вал коробки передач
Подберите шестерню по шлицам вала для обеспечения минимального зазора при свободном перемещении по шлицам
- Неполное включение из-за погнутости или износа вилок механизма переключения
Выправьте или замените детали, обеспечив полное включение шестерни.
- Ослабление крепления штоков
Закрепите штоки. Перед затяжкой смажьте резьбу болта герметиком.
Течь масла:
- Ослабление гаек и болтов, крепящих крышки подшипников, крышки картера и соединяющих раздаточную коробку с коробкой передач
Подтяните гайки и болты, при необходимости смажьте резьбу герметиком
- Износ или повреждение заглушек штоков механизма переключения и заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала
Замените или расчеканьте заглушки в их гнездах
- Выпадение или повреждение заглушек штоков механизма переключения и заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала
Замените или расчеканьте заглушки в их гнездах
Повреждение или разрушение подшипников:
- Недостаточный уровень масла или его отсутствие в раздаточной коробке
Проверьте уровень масла. Поврежденные подшипники замените
- Попадание в подшипники твердых частиц, вызывающих разрушение подшипника
Замените поврежденные подшипники, промойте картер жидким маслом и залейте свежее масло.
- Заедание двухрядного подшипника ведущего вала раздатки (вторичного вала коробки передач) после ремонта
Разберите и промойте подшипник, перед установкой смажьте чистым маслом