На двигателях ЗМЗ-40522 и ЗМЗ-40524 в системе выхлопных газов установлен каталитический нейтрализатор газов

По конструкции отличие катколлекторов только в том, что в катколлекторе ЗМЗ-40524 установлен дополнительный датчик кислорода (диагностический) на выходе из катколлектора.

Каталитический нейтрализатор для двигателя ЗМЗ-40522

Немного о принципе работы каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор отработавших газов предназначен для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота и несгоревших углеводородов.

Проходя через соты нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.

Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90-95%. для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.

Эту функцию выполняет электронный блок управления двигателем — контроллер, определяющий количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика концентрации кислорода.

При наличии в отработавших газах соединений свинца каталитический нейтрализатор и датчик концентрации кислорода быстро выходят из строя.

Каталитический нейтрализатор двигателя ЗМЗ-40524

Поэтому эксплуатация автомобиля на этилированном бензине категорически запрещается, даже кратковременная.

Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания.

При пропусках искрообразования несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор, догорает и закоксовывает соты, что может привести к полной закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.

Контроллер имеет функцию защиты нейтрализатора от пропусков зажигания, которые могут быть обнаружены в одном или двух цилиндрах одновременно.

Контроллер при этом отключает подачу топлива в эти цилиндры, а сигнализатор неисправности системы управления двигателем, расположенный в комбинации приборов, загорается в мигающем режиме.

В этом случае необходимо прекратить движение, остановить двигатель, попытаться найти причину и устранить неисправность.

Если этого сделать не удается, необходимо отбуксировать автомобиль до ближайшей станции технического обслуживания.

Глушители и катколлектор неразборные узлы, при выходе из строя должны заменяться новыми.

Между катколлектором и головкой блока цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка (общая для катколлектора и впускной трубы).

Снятие каталитического нейтрализатора

Снятие каталитического нейтрализатора

Сжимаем фиксатор разъема жгута проводов датчика концентрации кислорода (если это двигатель ЗМЗ-40524, на двигателе ЗМЗ-40522 датчик лямбда зонд установлен на приемной трубе).

Снятие каталитического нейтрализатора

Разъединяем колодку жгута проводов датчика

Снятие каталитического нейтрализатора

Выворачиваем болт крепления каталитического нейтрализатора к кронштейну

Снятие каталитического нейтрализатора

Двумя ключами, отворачиваем гайки двух болтов крепления катколлектора к глушителю и вынимаем болты

Снятие каталитического нейтрализатора

Отводим нейтрализатор от глушителя

Снятие каталитического нейтрализатора

Снимаем уплотнительное кольцо

Снятие каталитического нейтрализатора

Удерживая болты от проворачивания, отворачиваем гайки двух болтов крепления каталитического нейтрализатора к приемной трубе и извлекаем болты.

Снятие каталитического нейтрализатора

Отводим нейтрализатор от приемной трубы и снимаем прокладку

Снимаем каталитический нейтрализатор

Устанавливаем детали в обратном порядке.