Блок цилиндров отливается из алюминиевого сплава и составляет одно целое с верхней частью картера.
Блок имеет открытую вверх полость водяной рубашки, в которую вставляются чугунные гильзы с опорой в дно этой полости
По контуру верхней плоскости блока расположены десять бобышек для крепления головки цилиндров
Нижняя (картерная) часть блока разделена на четыре отсека поперечными перегородками, в которые устанавливаются коренные подшипники коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна, каждая крышка крепится к блоку двумя шпильками диаметром 12 мм.
В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб упорного подшипника
Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком, и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места.
Для облегчения установки на всех крышках, кроме первой и пятой, выбиты их порядковые номера.
Гайки шпилек крепления крышек затягиваются динамометрическим ключом с моментом 100-110 Нм (10-11 кгм) и стопорятся герметиком.
К переднему торцу блока на паронитовои прокладке крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка распределительных шестерен с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала
К заднему торцу блока шестью болтами и двумя установочными штифтами крепится отлитый из алюминиевого сплава картер сцепления, точная установка которого необходима для правильной работы коробки передач.
Задний торец картера сцепления и отверстие в нем для установки коробки передач с целью обеспечения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом обрабатываются в сборе с блоком, поэтому указанные детали не взаимозаменяемы.
Цилиндры двигателя выполнены в виде легкосъемных мокрых гильз, отлитых из специального износостойкого чугуна.
Гильза цилиндров вставляется в гнездо блока нижней частью.
В плоскости нижнего стыка гильза уплотнена прокладкой из мягкой меди толщиной 0,3 мм, а по верхнему торцу — прокладкой головки цилиндров.
Для надлежащего уплотнения верхний торец гильзы выступает над плоскостью блока на 0,02-0,1 мм При этом медная прокладка должна быть обжата.
Для надежного уплотнения необходимо, чтобы разница выступания гильз над плоскостью блока на одном двигателе была в пределах 0,02-0,055 мм.
Это достигается (на заводе) сортировкой гильз цилиндров по высоте (от нижнего стыка до верхнего торца) и блоков по глубине проточки под гильзу (от его верхнего торца) на две группы.
При смене гильз цилиндров равномерность выступания можно обеспечить подбором медных прокладок соответствующей толщины
Головка цилиндров — общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и подвергнута термообработке (закалке и старению)
Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого цилиндра и расположены с правой стороны головки Гнезда для клапанов расположены в ряд по продольной оси двигателя
Седла всех клапанов — вставные, изготовлены из жаропрочного чугуна высокой твердости
Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо головки (на заводе перед сборкой головка нагревается до температуры 160-175° С, а седла охлаждаются примерно до минус 40-45° С, при этом седло свободно вставляется в гнездо головки), а также достаточно большому коэффициенту линейного расширения материала седла обеспечивается надежная и прочная посадка седла в гнезде.
Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с помощью оправки.
Втулки клапанов также, как и седла, собираются с головкой предварительно нагретой (втулки — охлажденные) Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой
Головка цилиндров крепится к блоку десятью стальными шпильками диаметром 12 мм.
Под гайки шпилек поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы
Между головкой и блоком устанавливается прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью
Толщина прокладки в сжатом состоянии — 1,5 мм
Правильное положение головки на блоке обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров (в бобышки шпилек крепления головки).
Момент силы затяжки гаек крепления готовки должен быть 83-90 Нм (3,3-9,0 кгм)
Головки цилиндров двигателей ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 различаются по объему камер сгорания
Увеличение степени сжатия двигателя ЗМЗ-4026 получено за счет дополнительной фрезеровки нижней плоскости головки на 3,6 мм (высота головки двигателя ЗМЗ-4026 составляет 94,4 мм, высота головки двигателя ЗМЗ-4025 — 93 мм)
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече составляет 74-77 см 3 для двигателя ЗМЗ-4026 и 94-98 см для двигателя ЗМЗ-4025
Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать 2 см 3