Снятие и установка коленчатого вала двигателя ЗМЗ-406
Снять масляный картер и прокладку картера.
Снять масляный насос.
Снять цепи привода распределительных валов.
Отвернуть шесть болтов 1 крепления маховика, снять шайбу 2 болтов маховика. Снять маховик 3.
- Отвернуть шесть болтов 1 и снять сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала.
- Снять прокладку сальникодержателя.
- Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры.
- Отвернуть болты 1 и снять крышки 6 коренных подшипников.
- Так как крышки сидят плотно, сбить их несильными ударами молотка. Вынуть верхние полушайбы 4 упорного подшипника.
- Вынуть коленчатый вал 2 с зубчатым колесом и втулкой 7 в сборе.
- Вынуть из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши коренных подшипников и нижние полушайбы упорного подшипника.
Проверка и ремонт
- Промыть все детали бензином и просушить.
- Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины, его нужно заменить.
- Вывернуть пробки, промыть бензином и продуть сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала. Завернуть пробки и затянуть их моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м).
- Если на коренных и шатунных шейках имеются незначительные задиры, риски, царапины или овальность шеек превышает 0,01 мм, их следует прошлифовать под ремонтный размер.
- После шлифовки отполировать шейки. Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, указанных в таблице.
- Острые кромки фасок масляных каналов притупить с помощью абразивного конуса.
- После шлифовки промыть коленчатый вал и продуть сжатым воздухом масляные каналы.
- После шлифования шеек коленвала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.
- Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.
- Осмотреть маховик. Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить.
- Если на маховике имеются трещины, его также надо заменить.
- В маховик запрессован подшипник носка первичного вала закрытого типа.
- Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из маховика.
- Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в маховике
- Осмотреть передний и задний сальники коленчатого вала в крышке цепи (на фото) и сальникодержателе.
- На них не должно быть повреждений (надрывов, вырывов или большого износа рабочей кромки и т.д.).
- Поврежденные сальники заменить. Для этого вынуть с помощью отвертки старый сальник и запрессовать новый.
- При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника.
- Измерить диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.
- Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — 61,92 мм, нужно прошлифовать шейки под ремонтный размер.
- Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только одна шейка меньше указанного предельно допустимого размера
Разборка коленчатого вала
Разборка коленчатого вала требуется перед шлифовкой его шеек, и для замены звездочки привода газораспределительного механизма.
- Съемником спрессовываем муфту.
- Если съемника нет, снимаем ее ударами через латунную оправку.
- Поддев отверткой, снимаем резиновое кольцо, предварительно выбив шпонку из прорези вала.
- Спрессовываем звездочку латунной оправкой и, поддев отверткой, извлекаем шпонку звездочки.
- После шлифовки шеек коленчатого вала болтом с головкой “на 14” и законтренными гайками выворачиваем заглушки.
- Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива.
- Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.
- Заворачиваем заглушки масляных каналов на место
- Бородком раскерниваем кромки заглушек
- Собираем вал в обратной последовательности. Запрессовку звездочки и муфты начинаем с установки соответствующих шпонок в паз коленчатого вала.
Установка
Установку производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:
- 1. В крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками.
- 2. Верхние полушайбы упорного подшипника устанавливают в проточки постели 3-го коренного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, при этом усики полушайб должны войти в проточки крышки.
- 3. Перед установкой смазать коренные и латунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полушайбы упорного подшипника моторным маслом.
- 4. Болты крышек коренных подшипников затянуть моментом 100–110 Нм (10–11 кгс·м).
- 5. Болты крепления маховика затянуть моментом 72–80 Нм (7,2–8,0 кгс·м). Перед присоединением шатунов провернуть коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.
Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей коленчатого вала
Наименованиедетали
|
Номинальныйдиаметр, мм
|
Номинальный
|
|
---|---|---|---|
Коленчатый вал
|
62,0 -0,035 62,0 -0,054 |
Вкладыши коренных подшипников
|
1-й размер 67,0 +0,019 – 2 (2,5 +0,008) |
1-й ремонтный размер 61,75 -0,035 61,75 -0,054 |
1-й размер 67,0 +0,019 – 2 (2,625 +0,008)
|
||
2-й ремонтный размер 61,5 -0,035 61,5 -0,054 |
2-й размер 67,0 +0,019 – 2 (2,75 +0,008)
|
||
3-й ремонтный размер 61,25 -0,035 61,25 -0,054 |
3-й ремонтный размер 67,0 +0,019 – 2 (2,875 +0,008) |
||
Коленчатый вал
|
56,0 -0,025 56,0 -0,044 |
Вкладыши шатунных подшипников
|
60,0 +0,019 – 2 (2,0 +0,008) |
1-й ремонтный размер 55,75 -0,025 55,75 -0,044 |
1-й размер 60,0 +0,019 – 2 (2,125 +0,008) |
||
2-й ремонтный размер 55,5 -0,025 55,5 -0,044 |
2-й размер 60,0 +0,019 – 2 (2,25 +0,008) |
||
3-й ремонтный размер 55,25 -0,025 55,25 -0,044 |
3-й ремонтный размер 60,0 +0,019 – 2 (2,375 +0,008) |
||
Коленчатый вал |
38,0 +0,020 38,0 +0,003 |
Шкив
|
38,0 +0,050 38,0 +0,025 |
Коленчатый вал |
38,0 +0,020 38,0 +0,003 |
Втулка шкива
|
38,0 +0,050 38,0 +0,025 |
Коленчатый вал |
40,0 +0,027 40,0 +0,009 |
Звездочка коленвала |
40,0 +0,027
|
Маховик
|
40,0 -0,012 40,0 -0,028 |
Подшипник носка первичного вала |
40,0 -0,011
|
Коленчатый вал |
40,0 -0,028 40,0 -0,044 |
Маховик
|
40,0 -0,012 40,0 -0,028 |
Маховик |
292,0 +0,64 292,0 +0,54 |
Зубчатый венец |
292,0 +0,15 |
Коленчатый вал
|
34,0 +0,05 длина 3-й коренной шейки
|
Постель 3-го коренного подшипника и шайбы упорного подшипника |
29,0 -0,06 + 2 (2,5 -0,05) 29,0 -2,12 + 2 (2,5 -0,05)
|
Передний сальник коленвала |
70,0 +0,4 70,0 +0,2
|
Крышка цепи |
70,0 -0,07
|
Задний сальник коленвала |
100,0 +0,5 100,0 +0,3 |
Сальникодержатель |
100,0 -0,087
|
Маховик
|
40,0 -0,012 40,0 -0,028 |
Втулка распорная
|
40,0 -0,1 40,0 -0,05 |
Радиальное биение коренных шеек коленвала |
— |
— |
— |
Овальность шеек коленвала |
— |
— |
— |
Наименование детали
|
Зазор, мм |
Натяг, мм
|
Предельно допустимый, мм |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
min |
max |
min |
max |
зазор |
размер |
|
Коленчатый вал
|
0,019
|
0,073
|
__
|
__
|
61,92 шейка коленвала |
|
1-й ремонтный размер 0,019 |
1-й ремонтный размер 0,073 |
1-й размер __
|
1-й размер __
|
1-й размер __
|
||
2-й ремонтный размер 0,019 |
2-й ремонтный размер 0,073 |
2-й размер __
|
2-й размер __
|
2-й размер __
|
||
3-й ремонтный размер 0,019 |
3-й ремонтный размер 0,073 |
3-й размер __ |
3-й размер __
|
3-й размер __
|
||
Коленчатый вал
|
0,009
|
0,063
|
__
|
55,92 шейка коленвала |
||
1-й ремонтный размер 0,009 |
1-й ремонтный размер 0,063 |
1-й размер __
|
1-й размер __
|
|||
2-й ремонтный размер 0,009
|
2-й ремонтный размер 0,063
|
2-й размер __
|
2-й размер __
|
|||
3-й ремонтный размер 0,009 |
3-й ремонтный размер 0,063 |
3-й размер __ |
3-й размер __
|
|||
Коленчатый вал |
0,005
|
0,047
|
__
|
__ |
__
|
__
|
Коленчатый вал |
0,005
|
0,047
|
__
|
__
|
__
|
__
|
Коленчатый вал |
0,018
|
__
|
__
|
0,027
|
__
|
__
|
Маховик |
__ |
__ |
0,001 |
0,028 |
__ |
__ |
Коленчатый вал |
0
|
0,032
|
__
|
__
|
__
|
__ |
Маховик |
__ |
__ |
0,39 |
0,64 |
__ |
__ |
Коленчатый вал
|
0,06 осевой
|
0,27 осевой
|
__
|
__
|
0,36 осевой
|
34,06 длина шейки 28,84 ширина постели |
Передний сальник коленвала |
__
|
__
|
0,20
|
0,47
|
__
|
__
|
Задний сальник коленвала |
__
|
__
|
0,3
|
0,527
|
__
|
__
|
Маховик |
0,072 |
0,488 |
__ |
__ |
__ |
__ |
Радиальное биение коренных шеек коленвала |
__
|
0,02 биение |
__
|
__
|
0,04 биение
|
__
|
Овальность шеек коленвала |
__
|
0,005
|
__
|
__
|
0,01
|
__
|