Снятие и установка коленчатого вала двигателя ЗМЗ-406

Снять масляный картер и прокладку картера.

Снять масляный насос.

Снять цепи привода распределительных валов.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть шесть болтов 1 крепления маховика, снять шайбу 2 болтов маховика. Снять маховик 3.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Отвернуть шесть болтов 1 и снять сальникодержатель 2 с запрессованным в нем задним сальником 3 коленчатого вала.
  • Снять прокладку сальникодержателя.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Если не нужно вынимать поршни из цилиндров, можно не снимать головку блока, достаточно отвернуть гайки 3 шатунных болтов, снять крышки 5 шатунов и осторожно продвинуть поршни в цилиндры.
  • Отвернуть болты 1 и снять крышки 6 коренных подшипников.
  • Так как крышки сидят плотно, сбить их несильными ударами молотка. Вынуть верхние полушайбы 4 упорного подшипника.
  • Вынуть коленчатый вал 2 с зубчатым колесом и втулкой 7 в сборе.
  • Вынуть из постелей коренных подшипников и крышек вкладыши коренных подшипников и нижние полушайбы упорного подшипника.

Проверка и ремонт

  • Промыть все детали бензином и просушить.
  • Осмотреть коленчатый вал. Если на нем имеются трещины, его нужно заменить.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Вывернуть пробки, промыть бензином и продуть сжатым воздухом масляные каналы коленчатого вала. Завернуть пробки и затянуть их моментом 38–42 Н·м (3,8–4,2 кгс·м).
  • Если на коренных и шатунных шейках имеются незначительные задиры, риски, царапины или овальность шеек превышает 0,01 мм, их следует прошлифовать под ремонтный размер.
  • После шлифовки отполировать шейки. Шлифовать шейки вала нужно под один из ремонтных размеров, указанных в таблице.
  • Острые кромки фасок масляных каналов притупить с помощью абразивного конуса.
  • После шлифовки промыть коленчатый вал и продуть сжатым воздухом масляные каналы.
  • После шлифования шеек коленвала нужно устанавливать вкладыши коренных и шатунных подшипников соответствующего ремонтного размера.
  • Осмотреть вкладыши коренных подшипников. Если на них есть риски, задиры, царапины, отслоения, вкрапления твердых частиц и т.д., вкладыши заменить.
  • Осмотреть маховик. Если повреждены зубья венца маховика, есть задиры, царапины и т.д. на поверхности, прилегающей к ведомому диску сцепления, маховик заменить.
  • Если на маховике имеются трещины, его также надо заменить.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • В маховик запрессован подшипник носка первичного вала закрытого типа.
  • Осмотреть подшипник, при обнаружении дефектов (большой люфт, заедание, повреждение защитных колец и т.д.) выпрессовать его из маховика.
  • Запрессовать новый подшипник заподлицо с нижней гранью фаски отверстия в маховике

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Осмотреть передний и задний сальники коленчатого вала в крышке цепи (на фото) и сальникодержателе.
  • На них не должно быть повреждений (надрывов, вырывов или большого износа рабочей кромки и т.д.).
  • Поврежденные сальники заменить. Для этого вынуть с помощью отвертки старый сальник и запрессовать новый.
  • При большом пробеге автомобиля рекомендуется при разборке двигателя заменить оба сальника.
  • Измерить диаметры коренных и шатунных шеек коленвала.
  • Если диаметры шатунных шеек меньше 55,92 мм, коренных — 61,92 мм, нужно прошлифовать шейки под ремонтный размер.
  • Шлифовать нужно все коренные или шатунные шейки, даже если только одна шейка меньше указанного предельно допустимого размера

Разборка коленчатого вала

Разборка коленчатого вала требуется перед шлифовкой его шеек, и для замены звездочки привода газораспределительного механизма.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Съемником спрессовываем муфту.
  • Если съемника нет, снимаем ее ударами через латунную оправку.
  • Поддев отверткой, снимаем резиновое кольцо, предварительно выбив шпонку из прорези вала.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Спрессовываем звездочку латунной оправкой и, поддев отверткой, извлекаем шпонку звездочки.
  • После шлифовки шеек коленчатого вала болтом с головкой “на 14” и законтренными гайками выворачиваем заглушки.
  • Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива.
  • Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

  • Заворачиваем заглушки масляных каналов на место
  • Бородком раскерниваем кромки заглушек
  • Собираем вал в обратной последовательности. Запрессовку звездочки и муфты начинаем с установки соответствующих шпонок в паз коленчатого вала.

Снятие и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Установка

Установку производят в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

  • 1. В крышки коренных подшипников устанавливают вкладыши без канавок, а в постели — с канавками.
  • 2. Верхние полушайбы упорного подшипника устанавливают в проточки постели 3-го коренного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала, нижние — вместе с крышкой, при этом усики полушайб должны войти в проточки крышки.
  • 3. Перед установкой смазать коренные и латунные шейки коленчатого вала, вкладыши коренных подшипников и полушайбы упорного подшипника моторным маслом.
  • 4. Болты крышек коренных подшипников затянуть моментом 100–110 Нм (10–11 кгс·м).
  • 5. Болты крепления маховика затянуть моментом 72–80 Нм (7,2–8,0 кгс·м). Перед присоединением шатунов провернуть коленчатый вал. Он должен вращаться легко, без заеданий.

Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей коленчатого вала

Наименованиедетали

 

Номинальныйдиаметр, мм

 

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный

диаметр, мм

 

Коленчатый

вал

 

62,0 -0,035

62,0 -0,054

Вкладыши коренных

подшипников

 

1-й размер

67,0 +0,019 –

2 (2,5 +0,008)

1-й ремонтный

размер

61,75 -0,035

61,75 -0,054

1-й размер

67,0 +0,019 –

2 (2,625 +0,008)

 

2-й ремонтный

размер

61,5 -0,035

61,5 -0,054

2-й размер

67,0 +0,019 –

2 (2,75 +0,008)

 

3-й ремонтный

размер

61,25 -0,035

61,25 -0,054

3-й ремонтный

размер

67,0 +0,019 –

2 (2,875 +0,008)

Коленчатый

вал

 

56,0 -0,025

56,0 -0,044

Вкладыши

шатунных

подшипников

 

60,0 +0,019 –

2 (2,0 +0,008)

1-й ремонтный

размер

55,75 -0,025

55,75 -0,044

1-й размер

60,0 +0,019 –

2 (2,125 +0,008)

2-й ремонтный

размер

55,5 -0,025

55,5 -0,044

2-й размер

60,0 +0,019 –

2 (2,25 +0,008)

3-й ремонтный

размер

55,25 -0,025

55,25 -0,044

3-й ремонтный

размер

60,0 +0,019 –

2 (2,375 +0,008)

Коленчатый

вал

38,0 +0,020

38,0 +0,003

Шкив

 

38,0 +0,050

38,0 +0,025

Коленчатый

вал

38,0 +0,020

38,0 +0,003

Втулка шкива

 

38,0 +0,050

38,0 +0,025

Коленчатый

вал

40,0 +0,027

40,0 +0,009

Звездочка

коленвала

40,0 +0,027

 

Маховик

 

40,0 -0,012

40,0 -0,028

Подшипник носка

первичного вала

40,0 -0,011

 

Коленчатый

вал

40,0 -0,028

40,0 -0,044

Маховик

 

40,0 -0,012

40,0 -0,028

Маховик

292,0 +0,64

292,0 +0,54

Зубчатый венец

292,0 +0,15

Коленчатый

вал

 

34,0 +0,05

длина 3-й коренной

шейки

 

Постель 3-го

коренного

подшипника и

шайбы упорного

подшипника

29,0 -0,06 +

2 (2,5 -0,05)

29,0 -2,12 +

2 (2,5 -0,05)

 

Передний

сальник

коленвала

70,0 +0,4

70,0 +0,2

 

Крышка цепи

70,0 -0,07

 

Задний сальник

коленвала

100,0 +0,5

100,0 +0,3

Сальникодержатель

100,0 -0,087

 

Маховик

 

40,0 -0,012

40,0 -0,028

Втулка распорная

 

40,0 -0,1

40,0 -0,05

Радиальное

биение

коренных шеек

коленвала

Овальность

шеек коленвала

Наименование

детали

 

Зазор, мм

Натяг, мм

 

Предельно

допустимый, мм

min

max

min

max

зазор

размер

Коленчатый

вал

 

0,019

 

0,073

 

__

 

__

 

61,92

шейка

коленвала

1-й

ремонтный

размер

0,019

1-й

ремонтный

размер

0,073

1-й

размер

__

 

1-й

размер

__

 

1-й

размер

__

 

2-й

ремонтный

размер

0,019

2-й

ремонтный

размер

0,073

2-й

размер

__

 

2-й

размер

__

 

2-й

размер

__

 

3-й

ремонтный

размер

0,019

3-й

ремонтный

размер

0,073

3-й

размер

__

3-й

размер

__

 

3-й

размер

__

 

Коленчатый

вал

 

0,009

 

0,063

 

__

 

55,92

шейка коленвала

1-й

ремонтный

размер

0,009

1-й

ремонтный

размер

0,063

1-й

размер

__

 

1-й размер

__

 

2-й

ремонтный

размер

0,009

 

2-й

ремонтный

размер

0,063

 

2-й

размер

__

 

 

2-й размер

__

 

3-й

ремонтный

размер

0,009

3-й

ремонтный

размер

0,063

3-й

размер

__

3-й размер

__

 

Коленчатый

вал

0,005

 

0,047

 

__

 

__

__

 

__

 

Коленчатый

вал

0,005

 

0,047

 

__

 

__

 

__

 

__

 

Коленчатый

вал

0,018

 

__

 

__

 

0,027

 

__

 

__

 

Маховик

__

__

0,001

0,028

__

__

Коленчатый

вал

0

 

0,032

 

__

 

__

 

__

 

__

Маховик

__

__

0,39

0,64

__

__

Коленчатый

вал

 

0,06

осевой

 

0,27

осевой

 

__

 

__

 

0,36

осевой

 

34,06

длина

шейки

28,84

ширина

постели

Передний

сальник

коленвала

__

 

__

 

0,20

 

0,47

 

__

 

__

 

Задний сальник

коленвала

__

 

__

 

0,3

 

0,527

 

__

 

__

 

Маховик

0,072

0,488

__

__

__

__

Радиальное

биение

коренных шеек

коленвала

__

 

0,02

биение

__

 

__

 

0,04

биение

 

__

 

Овальность

шеек коленвала

__

 

0,005

 

__

 

__

 

0,01

 

__