Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40°С.

Детали системы охлаждения двигателя

Кроме показанных на рисунке элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.

Нормальный тепловой режим двигателя определяется температурой охлаждающей жидкости, которая поддерживается автоматически с помощью термостата в диапазоне 90—100°С.

Радиатор с вертикальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

В правой части нижнего бачка находится пробка сливного отверстия 6

В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя 7 патрубки шлангов, соединяющих радиатор с расширительным бачком.

На автомобиле, оснащенном автоматической коробкой передач, с левой стороны радиатора устанавливают теплообменник для охлаждения рабочей жидкости.

Радиатор и вентилятор системы охлаждения

Расширительный бачок 1 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «MAX» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 2 с двумя клапанами внутри ее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке.

Выпускной клапан открывается при давлении 120—130 кПа (1,2—1,3 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.

При охлаждении объем жидкости уменьшается и в системе создается разрежение.

Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос для автомобиля Шевролет Авео

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен в передней части блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

Ось вращения шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня.

В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки.

Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат Chevrolet Aveo

Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.

Он установлен на головке блока цилиндров в ее передней части слева в алюминиевом разборном корпусе.

Установка термостата

При температуре охлаждающей жидкости до 87°С термостат полностью закрыт, жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При температуре 87 °С термостат начинает открываться, а при 102°С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.

Электровентилятор 9 с пластмассовой пятилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный поток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки.

Кожух, в свою очередь, прикреплен в четырех точках к радиатору. управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в водяной рубашке головки блока цилиндров.

Когда температура охлаждающей жидкости достигнет 95°С вентилятор включается с малой скоростью вращения.

При температуре жидкости 99°С блок управления через термореле включает большую скорость вращения вентилятора.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 87°С электровентилятор выключается.

На автомобилях с кондиционером как вариант может быть установлен дополнительный электровентилятор, предназначенный для обдува теплообменника кондиционера.

В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует информацию от датчиков высокого и низкого давления кондиционера.

При включенном кондиционере дополнительный электровентилятор радиатора системы охлаждения включается с малой скоростью до момента достижения жидкостью температуры 99°С или до момента достижения определенного давления на выходе компрессора кондиционера.

После достижения указанных условий блок управления включает большую скорость электровентилятора.

В систему охлаждения с помощью шлангов 17 и 22 включен радиатор отопителя салона.