Работа пятиступенчатой коробки передач ВАЗ классика
На автомобили ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047 устанавливается трехвальная пятиступенчатая коробка передач с пятой повышающей передачей
На большинстве автомобилей прежних выпусков устанавливалась четырехступенчатая коробка, поэтому здесь рассмотрены прежде всего ее конструкция и ремонт.
Пятиступенчатая коробка изготовлена на базе четырехступенчатой, особенности её ремонта даны в конце главы. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.
Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками.
Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками на шпильках.
Внутри картера на подшипниках качения смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление.
Первичный вал опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый диск сцепления.
В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала.
Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках.
Включение заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного валов.
Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.
Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными синхронизаторами.
Механизм переключения состоит из вилок со штоками.
Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно обеспечивается блокировочными сухарями.
Коробка передач смазывается трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 1,35 л.
Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической резьбой.
Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки.
Концы первичного и вторичного валов уплотнены манжетами (сальниками).
Диагностика неисправностей коробки передач
Причина неисправности (Метод устранения)
Шум в коробке передач:
- Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление
Недостаточный уровень масла в картере коробки передач
Проверьте уровень, при необходимости долейте масло.
Проверьте, нет ли течи.
При необходимости прочистите или замените сапун
- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен
Замените изношенные подшипники, шестерни
Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют:
- Износ рычага переключения передач, сферической шайбы, винта ограничения поперечного хода рычага, деформация рычага
Замените изношенные и деформированные детали
- Заедание сферического шарнира рычага переключения передач
Замените деформированные детали, заложите в шарнир смазку Литол-24 или ШРУС-4
- Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах)
Замените изношенные и деформированные детали
- Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы
Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем
- Деформированы вилки переключения передач
Замените вилки
- Не выключается сцепление
Отрегулируйте или замените детали сцепления
Отсутствует фиксированное положение “ нейтрали ” между III и IV передачами:
- Соскочила или сломана оттяжная пружина рычага
Установите пружину на место
Передачи самопроизвольно выключаются:
- Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков
Замените изношенные детали
- Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора
Замените кольца
- Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора
Замените муфту или шестерню
- Сломана пружина синхронизатора
Замените пружину
Шум, треск, визг в момент включения передачи:
- Сцепление выключается не полностью
См. Диагностика неисправностей сцепления
- Мало масла в картере коробки передач
Долейте масло. Проверьте, нет ли течи.
Прочистите или замените сапун
- Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов
Замените детали
- Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи
Замените кольцо
- Осевой люфт валов коробки передач
Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените
Утечка масла:
- Износ манжетных уплотнений
Замените манжеты. При необходимости прочистите или замените сапун коробки передач
- Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают манжеты
Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.
Устанавливая новую манжету, можно немного недопрессовать её, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка манжеты работала по неизношенной части вала.
При значительных повреждениях – замените валы и манжеты
- Повышенное давление в коробке передач из-за засорения сапуна
Прочистите или замените сапун коробки передач
- Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления.
- Повреждение прокладок
Подтяните резьбовые соединения
Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)
- Неплотно завернуты пробки слива и заливки масла
Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)