Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу»
В него входят рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран открыт.
Рис. 1. Схема системы охлаждения двигателя: 1 шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя; 2 шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 — кран отопителя; 4 радиатор отопителя; 5 — трубка отвода охлаждающей жидкости; 6 - шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 7 — расширительный бачок; 8 подводящий шланг радиатора; 9 — пробка радиатора; 10 — верхний бачок радиатора; 11 — трубка радиатора; 12 электровентилятор; 13 нижний бачок радиатора; 14 — отводящий шланг радиатора: 15 - насос охлаждающей жидкости; 16 — шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 — перепускной шланг термостата; 18 — термостат
При достижении температуры жидкости 80–85°С приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при помощи электровентилятора.
Рис. 2. Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости: I — вход жидкости из головки блока цилиндров; II — выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости; III — вход жидкости от отводящего шланга радиатора;1 — основной клапан,2 — перепускной клапан.
Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины.
Жидкость подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний.
В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной.
Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель.
Изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный бачок.
Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора.
На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости.
При ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости.
В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное.
Насос охлаждающей жидкости центробежного типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей.
Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания.
На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя воду.
Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.