Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием
При рихтовки нагреванием и выстукиванием быстро подводят горелку к центру выпуклости, прогревают ее и отводят горелку, как только разогретое докрасна пятно достигнет диаметра не более
При нагреве необходимо следить, чтобы металл не начал плавиться. Если работу выполняют в одиночку, то горелку отставляют, а под лист помещают ручную наковальню почти под дефект.
Быстро выстукивают непокрасневший металл вокруг нагретой точки, а затем нагретую точку, пока металл еще остается темно-красным. Предпочтительно выполнять эту работу киянкой.
При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо усаживания. Если выпуклость небольшая, то достаточно одной точки.
Работу считают завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей среды.
Для ускорения охлаждения применяют смоченную в воде ткань. Если необходимо осуществить дополнительные точечные нагревы, то их следует делать не более двух, трех между каждым охлаждением.
После охлаждения нагретого листа проводят тонкую рихтовку прогретого участка, чтобы выровнять поверхность металла, которая имела до этого деформацию.
Для устранения обширной выпуклости (вмятины) поверхности кузова металл предварительно нагревают (рис. а) в месте предполагаемого удара.
Осаждение обширной выпуклости металла выполняют на опорной плите при помощи киянки (рис. б), а устранение вмятины — с использованием молотка и фасонной плиты (рис. 8.6, в).
Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при устранении обширных выпуклостей (вмятин) зависит от формы выпуклости.
Если выпуклость круглая, то точки ударов 1 — 4 располагают по спирали в направлении от периферии к центру, а если выпуклость длинная и узкая, то точки ударов 1 — 16 располагают узкими рядами (рис. г).