Подготовка сварочной установки и прекращение сварки
Пуск в работу сварочной ацетилено-кислородной установки с баллонами осуществляют в следующем порядке:
- устанавливают на горелку наконечник, соответствующий толщине свариваемых деталей;
- открывают краны баллонов на 1/3 оборота;
- завинчивая регулировочный винт, настраивают регулятор давления на давление 20 — 40 кПа для ацетилена и 120 — 150 кПа для кислорода.
При превышении указанного давления слегка открывают кран соответствующего газа на горелке, а затем немного ослабляют регулировочный винт до установки заданного давления;
- слегка открывают кран кислорода, чтобы избежать появления сажи при зажигании;
- открывают кран подачи ацетилена;
- поджигают струю газов спичкой. При этом предпочтительнее дать избыток ацетилена, чтобы пламя отделялось от горелки;
- производят регулировку расхода ацетилена. Оптимальным является расход ацетилена, при котором пламя вначале становится длинным и имеет параллельные контуры, а затем начинает на конце расширяться и укорачиваться;
- увеличивают подачу кислорода, в результате чего вид пламени изменяется: вначале оно белеет, затем конец пламени становится прозрачным, при этом светящаяся и белая зоны уменьшаются по длине и, наконец, пламя принимает форму правильного язычка с острием на конце.
Пламя отрегулировано правильно, если его контуры четко обозначены.
В отрегулированном пламени можно выделить следующие зоны:
- остроконечная зона, имеющая на острие температуру 3100 ° С, обеспечивающая процесс сварки;
- сноп пламени, образованный в результате сгорания остаточных газов в окружающем воздухе;
- третья невидимая зона окружает и является продолжением остроконечной зоны. Эта зона образована восстанавливающими газами, которые предохраняют расплавленный металл от воздействия кислорода воздуха и образования окислов.
Независимо от того, когда имеет место разрегулировка пламени — при зажигании или при сварке, производят его подрегулировку.
При избытке в пламени ацетилена происходит обогащение металла углеродом. Такое пламя хорошо различается и легко регулируется.
Избыток кислорода в пламени замечают по перекрещиванию контуров остроконечной зоны, а также по цвету, который переходит в прозрачно-голубой. При такой разрегулировке пламени в процессе сварки металл горит, что ухудшает качество шва и приводит к образованию окисной пленки.
Прекращение ацетилено-кислородной сварки осуществляют в следующем порядке:
- для прекращения сварки на несколько минут достаточно закрыть краны горелки, причем вначале кран ацетилена, а затем кислорода;
- при остановке работы на час или два, кроме того, закрывают краны баллонов, что позволяет избежать потерь газа в результате возможных утечек;
- при прекращении работ на несколько часов, чтобы избежать ослабления пружин регулятора давления, после закрытия кранов баллонов спускают кислород и ацетилен через открытые краны горелки до тех пор, пока стрелки манометров не встанут на ноль. После чего отвинчивают регулировочный винт регулятора давления и закрывают краны горелки.
Сварочная установка с ацетиленовым генератором имеет некоторые особенности при ее эксплуатации. Следует периодически контролировать рабочее состояние водяных затворов и сухих клапанов.
Порядок работы на установке с ацетиленовым генератором следующий:
- заполняют генератор водой до крана уровнемера;
- устанавливают корзину с карбидом кальция;
- закрывают герметично крышку генератора;
- погружают корзину с карбидом кальция в бак без перекоса;
- как только давление станет достаточным, устанавливают регулятор давления на значение 20 кПа;
- выполняют все те же операции, что и на установке с баллонами;
- по окончании сварки поднимают корзину с карбидом кальция.
Неисправности, возникающие в процессе сварки, являются следствием множества причин.
Разрегулировка пламени происходит из-за нагрева наконечника горелки, в результате чего происходит увеличение содержания кислорода в газовой смеси. Нормальное пламя восстанавливают уменьшением подачи кислорода.
Щелчки с выбросом расплавленного металла происходят при очень слабом расходе газов, который не соответствует расходу установленного на горелке наконечника. В этом случае увеличивают расход ацетилена, а затем кислорода.
Другой причиной может быть попадание капли жидкого металла в канал наконечника. Чистку канала производят после погашения пламени горелки с помощью медной иглы. Нельзя для этой цели использовать проволоку припоя для твердой пайки или стальную проволоку, так как эти металлы тверже, чем металл наконечника, и вызывают расширение канала наконечника.
Повторяющиеся щелчки возникают при сварке закрытого угла, который отражает пламя на наконечник. При этом наконечник разогревается неравномерно, и газы воспламеняются до выхода из наконечника, вызывая последовательные небольшие взрывы.
Для устранения неисправности закрывают подачу ацетилена, оставив открытым кислородный кран, и помещают наконечник в емкость с водой.
Если ацетиленовый кран оставить открытым, то кислород, давление которого выше, чем давление ацетилена, возвратит ацетилен в трубопровод, что создаст опасность в момент нового зажигания пламени.
Щелчки с угасанием пламени и возникновением полосок дыма и свиста являются причиной горения газа в инжекторе горелки. При такой неисправности как можно быстрее закрывают краны баллонов, начиная с ацетиленового.
В случае крайней необходимости гибкий шланг перегибают пополам, что приведет к его сплющиванию и перекрытию газа. При наличии такого дефекта горелку проверяют на всасывание ацетилена.
Контроль всасывания ацетилена в инжекторных горелках низкого давления осуществляют в следующем порядке: отсоединяют гибкий шланг подачи ацетилена; открывают кран подачи ацетилена; снимают наконечник с горелки; открывают кран подачи кислорода при отрегулированном регуляторе на нормальное давление; приставляют конец ацетиленового шланга к руке или щеке, при этом шланг должен производить всасывание воздуха.
Если происходит нагнетание, то это может быть вызвано засорением каналов инжектора сажей.
Для устранения этого дефекта необходимо: отрегулировать давление кислорода в пределах 300 — 500 кПа; закрыть рукой выпускное отверстие инжектора.
Кислород, возвращающийся обратно по каналу входа ацетилена, увлекает вместе с собой сажу, которую видно на выходе в окружающую среду.
По окончании выделения сажи открывают выпускное отверстие инжектора, устанавливают нормальное давление кислорода и вновь проверяют всасывание ацетилена.
При обнаружении нагнетания горелка подлежит ремонту. Контроль всасывания можно произвести, не снимая наконечника с горелки. В этом случае необходимо расход кислорода привести в соответствие с пропускной способностью наконечника.
Загорание ацетилена от расплавленного металла происходит в результате утечки его из баллона либо в местах соединения рукавов. Для ремонта негерметичного участка кран баллона закрывают
Ацетиленовые генераторы имеют больше возможностей для появления утечек, чем баллоны. Переносные генераторы располагают на расстоянии не менее
Возникшее загорание ацетилена быстро гасят с помощью брандспойта или пенного огнетушителя.
Защиту сварщика при газовой сварке осуществляют от вредных излучений и от воздействия газов, образующихся в результате сгорания ацетилено-кислородной смеси. Особое внимание уделяют одежде сварщика.
Одежда сварщика не требует специальных защитных свойств, так как газовая сварка кузовов легковых автомобилей не создает вылета металла. Тем не менее рабочие, связанные со сваркой, не должны носить одежду из синтетических материалов, которые чувствительны к огню. Рабочая одежда должна быть сшита из хлопка с химической обработкой или из шерсти.
Вредные излучения в процессе сварки испускаются ацётилено-кислородным пламенем и расшгавом металла. Излучение действует на зрение, поэтому глаза защищают очками.
Стекла очков не прозрачны, чтобы предохранить от ослепления, и не пропускают ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, которые возникают при сварке металла толщиной более
Для сварки тонких листов, когда источник света более слабый, стекла очков светлые. Оправу очков выполняют из негорючих материалов, обладающих небольшой упругостью.
Продукты сгорания сварочного пламени, такие как окись углерода, являются опасными лишь в тех случаях, когда сварку выполняют в ограниченном объеме, например в закрытом кузове или цистерне.