Общие указания по замене прокладки головки блока цилиндров

Головку цилиндров или кратко ГБЦ снимают обычно во время ремонта двигателя или когда прогорает прокладка между блоком и цилиндром.

Признаками прогара прокладки является:

1. Белый густой дым из выхлопной трубы, «бурление», кипение охлаждающей жидкости в расширительном бачке (наличие пара смешанного с выхлопными газами), резкое поднятие температуры двигателя, в этом случае перегорает перегородка прокладки между водяной рубашкой и камерой сгорания.

2. Резкое поднятие температуры двигателя, появление масляной эмульсии, на щупе уровня масла появление пузырьков воды, масло белого цвета, на пробке заливной горловины жирная эмульсия белого цвета ─ явный признак перегорания перегородки прокладки между масляным каналом и водяной рубашкой ГБЦ.

Если у автомобиля «Закипел мотор», ни в коем случае нельзя сразу доливать охлаждающую жидкость, и открывать заливную горловину охлаждающей жидкости.

Во первых можно обжечься от кипящего пара. И если нальете холодную воду или охлаждающую жидкость может произойти коробление головки цилиндров.

Нужно постараться охлаждать двигатель постепенно. Включить напрямую вентилятор охлаждения радиатора и т д. 

Бывают случаи, когда у Вас под рукой нет инструкции по снятию и установке ГБЦ.

Ничего страшного в этом нет. Главное, нужно понять общие указания по замене прокладки.

1. Отсоединяем минусовую клемму аккумуляторной батареи.

2. Сливаем охлаждающую жидкость.

3. Осматриваем головку цилиндров и маркируем маркером или бумажным скотчем провода и шланги подвода к агрегатам, которые будем снимать при демонтаже.

Можно даже воспользоваться записной книжкой и записывать пункты разборки, чтобы потом не забыть правильность и последовательность сборки.

4. Разбирать и отсоединять нужно те детали, которые будут мешать, и которые непосредственно подсоединены к ГБЦ.

5. Откручиваем прокладку крышки клапанов ГБЦ. Осторожно снимаем, стараясь не повредить прокладку.

6. Далее устанавливаем верхнюю мертвую точку первого цилиндра, если зажигание устанавливается по ВМТ первого цилиндра.

Если Вы не знаете, по какому цилиндру устанавливается зажигание, ничего страшного. Просто находим метку на звездочках приводов распределительного вала (валов), и маркером наносим метку (можно даже воспользоваться напильником для нанесения меток).

7. Ослабляем натяжитель цепи или ремня приводов, обычно это делается монтажкой или длинной отверткой, предварительно ослабив цанговый зажим, если это механический натяжитель, если это гидравлический натяжитель можно его просто открутить.

8. Снимаем цепь или зубчатый приводной ремень.

9. Откручиваем постель подшипников распредвала (откручивать нужно попарно с конца в середину).

10. Снимаем распределительный вал.

11. Откручиваем трубу выхлопных газов от ГБЦ.

12. Откручиваем саму головку цилиндров, начиная с концов попарно в центр. Главное при откручивании головки нужно учесть следующее:

Не стараться полностью открутить гайку или болт крепления головки. Как бы нужно понять, что головка цилиндров затягивается обычно за 3-4 приёма. Вот так ее и нужно откручивать за 3-4 приёма, а не пытаться открутить какой-то один сразу. Это убережет от ненужного напряжения на другие болты или шпильки.

На некоторых видах моторов, например 402, 4021, шпильки и отверстия в головке покрываются окислами. Перед тем как снимать головку нужно смочить эти шпильки керосином или тормозной жидкостью и дать время, чтобы окислы размякли. Нельзя поддевать отверткой или зубилом головку цилиндров при снятии.

14. Осматриваем головку, чтобы убедиться, что не забыли, что-то отсоединить или открутить.

15. Вынимаем осторожно головку цилиндров, лучше это делать вдвоем.

16. Дефектируем головку и детали головки.

17. Тщательно очищаем все детали от остатков герметика и прокладок.

18. Собираем в обратной последовательности.