Перевозить грузы на автопоездах значительно сложнее, чем на обычных грузовых автомобилях, поэтому для работы на автопоезде водителю необходимо тщательно изучить устройство данного транспортного средства, его назначение, характер возможных неисправностей и способы их устранения, а также твердо знать габаритные размеры и минимальные радиусы поворота автопоезда
Движение автопоезда следует начинать плавно, избегая рывков.
Рывки автомобиля при трогании с места могут вызвать на скользком дорожном покрытии буксование колес, а на сухом дорожном покрытии — поломку отдельных деталей трансмиссии или тягово-сцепного устройства.
Трогаться с места при груженом автопоезде следует на первой передаче коробки передач, переходя по мере разгона автопоезда на последующие передачи.
Трогание на заснеженной, обледенелой дороге или на заболоченном участке рекомендуется осуществлять особенно плавно во избежание пробуксовки колес.
При трогании автопоезда на подъемах и спусках необходимо включать сцепление несколько раньше полного растормаживания автопоезда.
Торможение автопоезда значительно сложнее, чем одиночного автомобиля.
Тормозить следует плавно, заблаговременно снижать скорость движения, используя моменты, когда автопоезд движется прямолинейно.
Водитель автопоезда, сообразуясь со скоростью движения, должен точно рассчитывать начало и интенсивность торможения, учитывая, что тормозной путь автопоезда значительно больше, чем у одиночного автомобиля.
Резкое торможение сопровождается сильными толчками прицепа, что может привести к поломке тягача и прицепа, а в случае резкого торможения тягача, находящегося под углом к прицепу, последний, стараясь сохранить прямолинейное движение, может вызвать занос автомобиля, в результате чего может произойти опрокидывание автопоезда или повреждение буксирного устройства.
Если при торможении происходит занос прицепа, то рекомендуется, плавно увеличивая скорость, выровнять его, а затем вновь тормозить.
Резкое торможение автопоезда допускается только в самых исключительных случаях в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия, когда другие меры остановки неэффективны.
Если на пути движения встречаются неровные места, то тормозить нельзя, а лучше всего проехать их накатом или при выключенном сцеплении.
При торможении на повороте может возникнуть занос прицепа и складывание автопоезда, что на скользкой дороге представляет опасность опрокидывания прицепа, сталкивания тягача в кювет, поломки буксирного устройства. Поэтому нельзя тормозить автопоезд на повороте, так как при движении на поворотах. Тягач должен вести прицеп, а сцепка между тягачом и прицепом должна быть врастяжку.
При регулировке тормозов автопоезда водитель должен их отрегулировать с таким расчетом, чтобы торможение колес прицепа начиналось несколько раньше, чем торможение колес тягача.
Если водитель не добьется такой регулировки, то при торможении прицеп будет наезжать и подталкивать тягач, что приведет к увеличению тормозного пути, а в отдельных случаях (особенно на скользких дорогах) к складыванию автопоезда и, следовательно, к созданию опасной ситуации на дороге.
Маневренность автопоезда значительно хуже, чем маневренность одиночного автомобиля. Поэтому повороты необходимо выполнять осторожно.
Водителю следует учитывать, что при повороте автопоезда каждое колесо автомобиля и прицепа проходит путь с неодинаковым радиусом поворота, прицеп смещается ближе к центру поворота, поэтому при движении на повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортом, а при движении у внутренней обочины возникает опасность съезда в кювет.
Следовательно, для безопасного выполнения поворотов автопоезда необходимо учитывать его длину и выбирать путь качения передних колес автомобиля так, чтобы для задних колес тягача и прицепа оставалось достаточно проезжей части, исключающей попадание задних колес на смежную полосу движения, в кювет, на тротуар или какое-либо другое препятствие.
Скорость движения автопоезда на поворотах должна быть, значительно меньше, чем у одиночного автомобиля, поэтому при подъезде к повороту скорость необходимо снизить.
На крутых поворотах и при скользком покрытии скорость следует выбирать, учитывая опасность заноса и опрокидывания тягача и прицепа. Повороты следует выполнять плавно, без рывков.
Не рекомендуется делать крутые и резкие повороты и двигаться на поворотах с большой скоростью, чтобы не повредить тягово-сцепное устройство.
Движение автопоезда задним ходом представляет значительную трудность. Если же автопоезд состоит из нескольких прицепов, то в некоторых условиях зачастую двигаться задним ходом невозможно. Поэтому для следования в обратном направлении разворот автопоезда следует стремиться выполнять без применения заднего хода.
Маневрирование автопоезда, в особенности на территории строительных площадок и складов (подача назад, сложные повороты), необходимо выполнять только с помощью второго лица, наблюдающего за маневром автопоезда, отсутствием помех и ориентирующего водителя о правильном и безопасном направлении.
Автопоезд при движении по улицам города создает определенные неудобства для других транспортных средств.
Поэтому водителю автопоезда следует помнить, что любой маневр (обгон, объезд, поворот, остановка, начало движения) следует выполнять в строгом соответствии с требованиями «Правил дорожного движения» с таким расчетом, чтобы не создавать помех для остальных транспортных средств.
Водитель автопоезда должен уметь правильно оценивать дорожные, метеорологические и другие условия, влияющие на приемы управления автопоездом.
Движение на подъемах и спусках
Крутые подъемы рекомендуется преодолевать на первой или второй передаче коробки передач и на понижающей передаче раздаточной коробки, если она имеется на тягаче.
Выбранная перед подъемом передача должна исключать переключение передач в процессе подъема. На подъеме следует двигаться без остановок и поворотов.
Короткие подъемы, если они хорошо просматриваются и при хорошей дороге, можно преодолевать на прямой передаче с предварительным разгоном.
Скользкие подъемы в целях предупреждения буксования, заноса или сползания автопоезда следует преодолевать на заранее включенной передаче и при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Изменять скорость движения при преодолении такого подъема не следует.
Для снижения скорости движения на спуске необходимо пользоваться тормозом-замедлителем и в случае необходимости притормаживать колесными тормозами.
Действие тормоза-замедлителя особенно эффективно на затяжных спусках. В случае отсутствия на тягаче тормоза-замедлителя рекомендуется для этих целей тормозить двигателем.
Превышение установленных скоростей движения может привести к недопустимому увеличению частоты вращения коленчатого вала и деталей газораспределения двигателя.
На спусках и при движении накатом по горизонтальному участку пути запрещается останавливать двигатель, чтобы не израсходовать весь запас воздуха из баллонов тормозной системы и не прекратить действие насоса гидроусилителя рулевого механизма.
При остановке автопоезда или одного прицепа на подъеме или уклоне необходимо поставить прицеп на стояночный тормоз.
При вынужденной остановке на крутых подъемах для большей безопасности под колеса прицепа необходимо подкладывать противооткатные упоры.
Вождение в зимних условиях
Особая осторожность и расчетливость требуются от водителя автопоезда зимой.
Дорога, покрытая накатанным снегом, имеет значительно меньший коэффициент сцепления шин с дорогой, чем та же дорога, свободная от снега.
Ухудшение сцепления колес с дорогой резко увеличивает возможность бокового заноса, как на поворотах, так и во время торможения, поэтому необходимо соблюдать увеличенную дистанцию и держать скорость, обеспечивающую полную безопасность движения в этих условиях.
При езде по скользкой дороге особенно важна плавность в движении.
Резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение и даже резкие изменения нажатия на педаль управления подачей топлива вызывают занос.
При движении зимой по загородной дороге особое внимание должно быть уделено состоянию обочин.
На обочине часто лежит рыхлый глубокий снег, и следует опасаться заезда на него, так как это может вызвать занос автопоезда или затягивание его в снег.
Избежать затягивания автопоезда тем труднее, чем выше скорость движения; это должен учитывать водитель, особенно при обгоне на узком участке дороги, когда приходится выезжать на противоположную обочину.
Совершать обгон на таких участках можно, только будучи полностью уверенным, в том, что обочина покрыта достаточно плотно укатанным снегом.
При разъездах часто приходится съезжать на правую сторону. Во избежание затягивания автопоезда в снег или в кювет при встречном разъезде следует снижать скорость.
Зимой часто изменяются атмосферные условия. Такие явления, как оттепель, а за ней заморозки или сильный снегопад, резко изменяют и дорожные условия.
Особенно опасны при недостаточной внимательности водителя участки обледеневшей дороги, покрытые сверху рыхлым снегам.
Нужно быть внимательным к таким участкам и не надеяться на то, что наличие снега улучшает сцепление шин с дорогой и обеспечивает хорошую устойчивость автопоезда, так как при торможении верхний слой снега быстро снимается и под ним обнажается обледенелая поверхность дороги.
Торможение по скользким и обледенелым дорогам следует осуществлять только двигателем.
Для окончательной остановки автопоезда тормоза приводят в действие плавным нажатием на педаль, не допуская при этом движения юзом, при обязательно включенном сцеплении.
В случае экстренного торможения рекомендуется прием прерывистого торможения, который заключается в том, что водитель, воздействуя на педаль тормоза быстрыми и короткими нажатиями, не допускает блокировки колес.
Экстренное торможение осуществляют при включенном сцеплении для лучшего использования тормозного усилия двигателя и повышения устойчивости автопоезда.
По глубокому снегу рекомендуется двигаться на пониженной передаче тягача, не допуская пробуксовки колес. Не рекомендуется делать крутых поворотов и остановок.
В случае буксования колес рекомендуется применять раскачку автопоезда (три—пять попыток). Если метод раскачки не помог преодолеть участок с глубоким снегом, необходимо расчистить участок от снега.
Преодоление препятствий и труднопроходимых участков дороги
Невысокие пороги, глубокую колею, небольшие узкие канавы, гряды и т. п. рекомендуется преодолевать под прямым углом на низшей передаче и с большой осторожностью.
При преодолении короткого труднопроходимого участка рекомендуется использовать инерцию автопоезда и преодолевать его с разгона, избегая остановок, переключения передачи, поворотов. Автопоезд на тяжелых участках должен двигаться на пониженной передаче.
При выборе места для переезда водных преград необходимо определить состояние грунта у берегов и на середине и проверить глубину брода.
Съезды и выезды должны быть пологими и без поворота. После выезда на берег надо проверить действие тормозов и при необходимости просушить тормоза несколькими притормаживаниями на ходу.