Стендовая растяжка кузова
Для устранения перекоса кузова средней, повышенной или особой сложности используют передвижные силовые устройства, универсальные стенды и специальные комплексы
Правка кузовов передвижными силовыми устройствами
Правку с помощью таких устройств производят обычно на полу или на подставках, руководствуясь следующими рекомендациями: перед растяжкой производят крепление силового устройства, располагая его на центральной оси перпендикулярно деформированному участку; цепь крепят в центре деформированного участка с помощью зажимов. Если лист панели, подвергаемой правке, ослаблен, то к нему приваривают усилительную пластину.
Цепь прикрепляют перпендикулярно к вертикальному рычагу устройства, точно соблюдая ось правки и принимая во внимание, что наибольшее усилие развивается на головке силового цилиндра.
По мере увеличения высоты закрепления цепи на рычаге усилие на штоке гидроцилиндра плавно уменьшается. Минимальное усилие растяжения создается на верхнем конце вертикального рычага.
Растяжку начинают при минимальном ходе штока гидроцилиндра. Угол, образуемый вертикальным- рычагом с горизонтальной балкой устройства, должен быть острым, так как позволяет создавать перемещения на величину, необходимую для правки, не прибегая к укорачиванию цепи.
Устранение деформаций кузовов с использованием передвижных силовых устройств производят в следующем порядке:
определяют места приложения усилия для устранения перекоса и подбирают необходимые захваты и упоры из комплекта приспособлений;
определив место приложения и направление усилия для устранения перекоса, закрепляют в этом направлении устройство для правки кузова;
устанавливают и закрепляют в проеме винтовые растяжки или гидроцилиндр с необходимыми удлинителями, захватами и упорами;
устанавливают и закрепляют цепь силового органа одним концом за закрепленный захват или зажим, а другим — за силовой рычаг.
На рис. показаны варианты установки устройств и приспособлений для правки перекосов. При установке цепи рабочий цилиндр должен быть в сжатом состоянии. При этом цепь должна быть предварительно натянута и иметь угол наклона, определяемый необходимым направлением растягивающего усилия;
при помощи силового органа производят вытяжку (выдавливание) поврежденной детали или узла. Работу производят в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации силового органа.
При больших усилиях правки кузов к стенду дополнительно закрепляют через проемы дверей силовой поперечиной в виде трубы. Выдавливание поврежденных деталей изнутри кузова производят при помощи силовых растяжек с упором на приспособление с использованием удлинителей, упоров и захватов;
после снятия нагрузки силовых приспособлений проверяют геометрические параметры кузова. При необходимости правку кузова повторяют;
по окончании правки демонтируют силовые элементы, захваты и упоры устройства.
Правка кузовов на универсальных стендах
Рациональное использование стендов, создающих силовое воздействие гидравлическими устройствами и передающих его посредством растяжных цепей, возможно при соблюдении следующих условий:
чтобы угол правки был противоположным углу, образованному в результате удара, цепи располагают перепендикулярно поврежденной зоне;
угол, образованный натянутой первоначально цепью, должен во всех случаях быть близким к прямому. Тупой угол не обеспечивает точности направления правки, а острый ограничивает ход штока гидравлического цилиндра;
угол, образованный местом расположения гидроцилиндра внутри цепей, с обеих сторон должен быть симметричным и принимать значения в пределах 30 — 60° с базой крепления цепей;
процесс вытяжки или растяжки поврежденных элементов кузова начинают с минимального хода гидравлического устройства, чтобы полностью использовать усилие и максимальную длину хода гидроцилиндра.
На рис. показаны принципиальные схемы установки в рабочее положение гидравлических устройств.
Устранение деформаций кузова вследствие бокового удара, вызвавшего деформацию основания, что привело к уменьшению длины кузова с поврежденной стороны, осуществляют одновременной растяжкой в двух направлениях: боковом и продольном.
Такое силовое воздействие обеспечивает восстановление первоначальной геометрии основания кузова.
Примером восстановления боковой поверхности кузова является правка средней стойки.
Для предохранения стойки, обмотанной тянущей цепью, от повреждений и равномерного распределения усилия между стойкой и цепью прокладывают деревянную планку.
Способ создания продольного растяжения определяется характером деформации основания.
Если деформация сосредоточена в нижней части кузова, то правку производят непосредственно основания, закрепляя зажимы за отбортовку порогов.
Растяжку устанавливают между двумя зажимами и силовое воздействие прикладывают в продольном направлении кузова по мере осуществления одновременной боковой правки.
Если деформация сосредоточена в верхней части кузова, т. е. в салоне, то растяжку производят в продольном направлении с передней и задней частей кузова.
Последствия правки на стендах и контроль качества выполненных работ. Правку, производимую с помощью силовых устройств, применяют обычно для восстановления формы или выпрямления не деформированных элементов кузова.
Однако при резкой правке детали кузова может произойти деформация соседней не деформированной зоны.
Рекомендуется при восстановлении линейности панелей процесс растяжения одновременно сопровождать выстукиванием складок.
После окончания вытяжки силовым устройством необходимо снять все внутренние напряжения посредством рихтовки всего участка, подвергшегося правке, с помощью кувалды или рихтовочного молотка.
Чтобы не произошло обратных перемещений, обусловленных остаточными напряжениями, производят рихтовку выправленной поверхности через деревянную подкладку в направлении удара.
Если выправленный кузов не изменяет своей геометрической формы, то операция выполнена правильно.
В противном случае следует вновь провести правку до получения геометрии в пределах допусков, установленных заводом-изготовителем автомобиля.
После устранения всех деформаций кузова осуществляют проверку контрольных точек основания, а также геометрию каркаса, которая должна соответствовать требованиям, указанным на рис.