Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Лакокрасочные покры­тия могут иметь много дефектов, возника­ющих как вскоре после их нанесения, так и после длительного атмосферного воз­действия на них

Дефекты могут возни­кать под влиянием внутренних факторов, присущих лакокрасочному материалу, а также под действием внешних факторов (влажности, состояния оборудования и др.).

При использовании современных тех­нологических методов и опыта работы с лакокрасочными покрытиями могут быть использованы меры для полного предотв­ращения дефектов или сведения их к ми­нимуму.

Имея множество причин возник­новения дефектов, необходимо особое внимание уделять соблюдению требова­ний технологического процесса окраши­вания и состоянию оборудования для ок­раски и сушки

В табл. приведены возможные де­фекты лакокрасочных покрытий, причи­ны их возникновения и рекомендации по их предупреждению.

"Шагрень". Этим термином характе­ризуется внешний вид покрытия, по­верхность которого напоминает апельсиновую корку

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Причины этого дефекта заключаются в том, что жидкая краска, нанесенная на поверхность распылением, не об­ладает достаточной способностью к "розливу" для образования гладкой пленки.

На практике покрытие, нане­сенное распылением (особенно элект­ростатическим), после высыхания обычно имеет некоторую шагрень.

Это объясняется тем, что большинст­во красок должно быть пригодно к на­несению на вертикальные поверхно­сти, т. е. иметь не слишком высокую текучесть, так как в противном случае покрытие будет иметь наплывы

Дефект можно ослабить введением в краску менее летучих растворителей, с тем чтобы она успела растечься по поверхности

Растрескивание покрытия

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Покрытие нанесено по старому рас­трескавшемуся покрытию. Использо­вано покрытие с малой эластично­стью.

Нанесен чрезмерно толстый слой окончательного покрытия.

Ис­пользован не соответствующий рас­творитель.

Применен дополнитель­ный обдув сырой пленки воздухом для ускорения высыхания покрытия.

Не­достаточно перемешан материал (на­рушено соотношение пигмент-связу­ющее)

Тщательно исследовать старое по­крытие с помощью лупы и удалить его. Не использовать большую тол­щину покрытия. Провести тщатель­ное шлифование старого покрытия. Исключить дополнительный обдув для ускорения сушки

Потеки (наплывы)

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Покрытие нанесено на грязную по­верхность (масло, воск и т. п.) или на пленку, которая подрастворяется и дает возможность стекать верхнему слою.

Большое количество медленно испаряющегося растворителя.

Слой эмали слишком толстый и нанесен с малой вязкостью.

Неправильная фор­ма факела распыления. Низкое давле­ние воздуха на распыление

Наносить покрытие на чистую повер­хность. Подобрать нужный раствори­тель. Отрегулировать факел распы­ления. Проверить вязкость и наносить слой нормальной толщины. Увели­чить давление сжатого воздуха на распыление. При большой укрывистости покрыть в несколько слоев

Неудовлетворительная адгезия (пленка лакокрасочного материала не держится на подложке или нижележа­щем слое)

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Неудовлетворительная подготовка поверхности: наличие на ней воска} масла, воды, ржавчины.

Загрязнен сжатый воздух на распыление

Ис­пользован несоответствующий рас­творитель для распыления.

Нанесен материал на горячую или слишком хо­лодную поверхность.

Слишком боль­шая толщина покрытия. Неудовлет­ворительное шлифование грунтовки

Тщательно обезжирить поверхность. Осушить ее протиркой или сжатым" воздухом. Провести "мокрое" или "су­хое" шлифование. Строго следовать указаниям по применению раствори­теля. Тщательно снять старый слой и перекрасить

Сорность покрытия

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Неудовлетворительная протирка по­сле шлифования.

Загрязнения появ­ляются в процессе нанесения.

Неудов­летворительная чистота помещения и оборудования.

Попадание мусора в та­ру с лакокрасочным материалом.

Не­удовлетворительная фильтрация ма­териала

Соблюдать чистоту в цехе, не произ­водить других работ, кроме окрашива­ния. Тщательно протереть шлифо­ванную поверхность составом 401 от пыли. Промыть растворителем систе­му подачи краски. Провести двойную фильтрацию краски. В процессе окра­шивания не трогать грязь на оборудо­вании. Отшлифовать сорность и отпо­лировать поверхность пастой ВАЗ-2, очень загрязненную поверхность от­шлифовать и перекрасить

Сухое распыление

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Растворитель с низкой температурой кипения.

Неправильно отрегулирова­но соотношение лакокрасочного мате­риала и воздуха.

Большое расстояние сопла от окрашиваемой поверхности. Большое давление воздуха на распы­ление.

Наличие сквозняка в окрасоч­ной камере.

Недостаточная подача при окрашивании методом электро­статического распыления

Нанести дополнительный слой эмали с большим количеством растворителя после шлифования покрытия. Отпо­лировать поверхность

Водные пятна

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Попадание воды на окрашиваемую по­верхность во время нанесения после­дующего слоя в окрасочной камере или после окончательного окрашива­ния в сушильной камере

Исключить попадание воды

Сморщивание

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Излишняя толщина покрытия

Наносить слой меньшей толщины

Дефект характеризуется появлением многочисленных морщин (муара) на поверхности после воздушной или го­рячей сушки

Быстрое затвердевание верхнего слоя. Высокая окружающая темпера­тура, избыток сиккатива

Создать нормальную температуру при нанесении. Подобрать раствори­тель от быстрого затвердения верхнего слоя

Образование "оспин", "кратеров". Этот дефект наблюдается на пленках, нанесенных распылением. При этом на поверхности покрытия имеются беспорядочно расположенные круглые выемки

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Предвидеть склонность лакокрасоч­ного материала к образованию "ос­пин" невозможно и устранить этот де­фект очень трудно.

Одними из причин являются избыток некоторых силиконов в лакокрасочном материале или им загрязнена поверхность металла, наличие на поверхности полировоч­ных составов, содержащих силикон, воск

Универсальный метод борьбы с появ­лением "оспин" отсутствует. Можно уменьшить поверхностное натяжение соответствующим растворителем; со­кратить время пребывания покрытия в жидком состоянии; увеличить вяз­кость лакокрасочного материала; не дотекать смазки конвейеров силиконовыми смазками.Удалять силикон трудно. Поверхность промывают большим количеством растворителя с частой сменой ветоши

Дефект, свойственный нитроцеллюлозным материалам, характеризу­ется образованием пленки с молоч­но-белой опалесценцией

Дефект характеризуется наличием на поверхности большого количест­ва пор, особенно в утолщенных мес­тах покрытия

Побеление пленки (белесоватость)

Вследствие конденсации влаги на пленке из воздуха с высокой влажно­стью на участке окрашивания

Добавить менее летучий раствори­тель (бутилацетат)

Вскипание

Виды и причины дефектов лакокра­сочных покрытий

Слишком толстый слой пленки. Боль­шая вязкость лакокрасочного матери­ала. Мало время выдержки покрытия на воздухе

Уменьшить толщину покрытия, пони­зить вязкость. Увеличить время вы­держки на воздухе. Понизить темпе­ратуру в начале сушильной (проход­ной) камеры