Снимаем коробку передач (см. "Как снять и поставить коробку передач автомобиля Лада Калина")

Снаружи очищаем ее от грязи (не допускайте попадания грязи внутрь коробки)

Снимаем датчик скорости

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Для удобства дальнейшей разборки коробки передач, навинчиваем на крепежную шпильку картера сцепления две гайки, выворачиваем шпильку из картера сцепления.

Устанавливаем коробку передач на верстак картером сцепления вниз.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 13 отворачиваем пробку фиксатора вилки включения передачи заднего хода.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем из отверстия картера пружину фиксатора.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Используя магнит, вынимаем шарик фиксатора.

Выворачиваем из отверстий картера коробки передач соленоид блокировки включения передачи заднего хода и выключатель света заднего хода.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 13 отворачиваем гайку крепления задней крышки картера коробки передач, которая одновременно крепит кронштейн троса привода выключения сцепления.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 17 отворачиваем болт крепления кронштейна троса привода выключения сцепления.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем кронштейн.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 13 отворачиваем еще пять гаек крепления задней крышки картера

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Постукивая молотком с пластмассовым наконечником или обычным молотком через оправку из мягкого металла по приливам крышки

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем со шпилек крышку.

Для отворачивания гаек валов необходимо застопорить валы от проворачивания, включив сразу две передачи.

Для этого, вдавив до упора шток переключателя передач, включаем III передачу.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 10 отворачиваем болт крепления вилки "V" передачи.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке, включая "V" передачу.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Бородком выправляем места кернения буртиков гаек первичного и вторичного валов.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Головкой на 32 с мощным воротком отворачиваем гайки валов

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Поддев отверткой ведомую шестерню "V" передачи, снимаем узел "V" передачи в сборе

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем вилку включения "V" передачи.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Пометив положение блокирующего кольца синхронизатора относительно муфты, снимаем шестерню "V" передачи с блокирующим кольцом синхронизатора.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем упорную пластину синхронизатора.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Отверткой поддеваем втулку ведомой шестерни "V" передачи.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем шестерню с вторичного вала.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

В зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней "V" передачи вставляем одну или две отвертки.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Поддевая отверткой шестерню, спрессовываем ее с первичного вала.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем с вторичного вала упорное кольцо.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Ударной отверткой с крестообразным наконечником РНЗ отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины подшипников.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Под головками винтов установлены специальные стопорные шайбы.

Снимаем пластину

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 13 отворачиваем три пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Извлекаем магнитной отверткой шарики фиксаторов.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Двумя отвертками разжимаем концы стопорного кольца заднего подшипника первичного вала и вынимаем кольцо из проточки картера.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Аналогично снимаем стопорное кольцо заднего подшипника на вторичном вале.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 13 отворачиваем один болт и тринадцать гаек крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

Вставляем в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Аккуратно приподнимаем картер коробки передач и снимаем его

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем из углубления картера магнит.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом «на 10 отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Накидным ключом на 10 отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Отверткой выводим рычаг штока из зацепления в механизме переключения передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Поворачивая шток вилки включения I передачи, выводим рычаг штока из зацепления в механизме переключения передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем ось промежуточной шестерни передачи заднего хода.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Головкой на 10 отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем механизм переключения передач

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем дифференциал в сборе.

Карданный шарнир штока переключения передач можно заменить, на автомобиле не снимая коробки передач, отсоединив от хвостовика шарнира тягу управления коробкой передач.

Для наглядности снятие шарнира показываем на снятой коробке передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Сдвигаем защитный чехол с шарнира штока и головкой на 10 отворачиваем конический винт шарнира.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Снимаем со штока шарнир и защитный чехол шарнира.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Если требуется снять переключатель передач или его шток головкой на 10 отворачиваем конический винт крепления переключателя передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Выдвигая шток из отверстия картера, снимаем со штока переключатель передач.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Вынимаем сепаратор подшипника.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Зацепляем крючком ударного съемника буртик наружного кольца подшипника

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

И выпрессовываем наружное кольцо подшипника.

Извлекаем маслосборник.

Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления сальник привода колеса

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

Через бородок, наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала.

Ремонт коробки передач автомобиля Лада Калина

И выпрессовываем кольцо

Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач. Вынимаем регулировочное кольцо

Разборка и сборка первичного вала, вторичного вала, дифференциала и синхронизатора рассмотрим в статье — "Ремонт первичного и вторичного валов, дифференциала и синхронизатора коробки передач".

Сборка КПП

Для проверки технического состояния деталей коробки передач тщательно очищаем и промываем их. Поверхности картеров под подшипники и штоки не должны быть повреждены.

На резьбовой части валов, на шлицах и поверхностях валов под шестерни и подшипники повреждения не допускаются.

На посадочных поверхностях шестерен не должно быть задиров и следов износа. Не допускается выкрашивание и чрезмерный износ зубьев шестерен.

Шариковые и роликовые подшипники не должны иметь повреждений на беговых дорожках, сепараторах, шариках и роликах, а также трещин и сколов на кольцах.

Вращение колец подшипников должно быть ровным, без заеданий. Поврежденные подшипники заменяем новыми. Не допускается деформация штоков и вилок включения передач.

Рабочие поверхности вилок, контактируемые с проточками скользящих муфт синхронизаторов не должны иметь чрезмерный износ.

Штоки в отверстиях картеров должны перемещаться свободно, без заеданий.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

При сборке дифференциала смазываем трансмиссионным маслом сателлиты и шестерни приводов.

Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом.

Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.

Предварительный натяг подшипников дифференциала должен составлять 0,25 мм.

Чтобы обеспечить данный натяг необходимо правильно подобрать толщину регулировочного кольца.

При подборе регулировочного кольца потребуются: установочное кольцо толщиной 1,25 мм, стойка с индикатором часового типа, оправка.

Вставляем установочное кольцо в гнездо картера коробки передач и запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала с помощью оправки подходящего диаметра.

Аналогично запрессовываем наружное кольцо подшипника дифференциала в картер сцепления.

Устанавливаем дифференциал в картер коробки передач, после чего устанавливаем картер сцепления и стягиваем картеры гайками (в количестве не менее трех расположенными равноудаленно).

Проворачиваем дифференциал на несколько оборотов, для самоустановки подшипников.

Схема подбора регулировочного кольца подшипника дифференциала: 1 - индикатор; 2 - оправка; 3 - подшипник дифференциала; 4 - картер сцепления; 5 - картер коробки передач; 6 - оправка; 7 - установочное кольцо

Устанавливаем оправку (в виде пробки) на торец дифференциала, а на картер сцепления стойку с индикатором, так чтобы ножка упиралась в оправку, и создаем натяг на индикаторе 1 мм.

Перемещаем дифференциал вверх и снимаем показания индикатора.

Толщина регулировочного кольца подсчитывается по формуле:

S=A+B+C

- где S— толщина регулировочного кольца, A — величина осевого перемещения дифференциала, B — величина предварительного натяга подшипников дифференциала, C — толщина установочного кольца (1,25 мм).

После определения толщины регулировочного кольца разъединяем картеры коробки передач и сцепления, снимаем дифференциал, выпрессовываем наружное кольцо подшипника из картера коробки передач и заменяем установочное кольцо на подобранное регулировочное.

В запасные части поставляются регулировочные кольца толщиной от 1,65 мм до 2,65 мм, с шагом через 0,05 мм.

После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов колес, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.

При сборке переключателя передач и шарнира штока переключателя со штоком предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и переключателе, а также конические винты их крепления.

Перед заворачиванием наносим на резьбу винтов резьбовой герметик.

Наружные кольца роликовых подшипников валов, сальники первичного вала, приводов и штока переключателя передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб. На рабочие кромки сальников наносим тонкий слой трансмиссионного масла.

Если сальники приводов колес имеют маслосгонные насечки, то в картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) — сальник с левой насечкой.

Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.

При сборке вторичного вала смазываем детали трансмиссионным маслом. Заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми.

Ступицы синхронизаторов, внутреннее кольцо роликового подшипника, шариковый подшипник и ведущую шестерню главной передачи напрессовываем на вал оправками или подходящими отрезками труб.

После сборки вторичного вала проверяем работу синхронизаторов, для чего перемещаем вручную муфты синхронизаторов в положение включения соответствующих передач.

Напрессовываем на первичный вал внутреннее кольцо роликового подшипника и шариковый подшипник.

Перед установкой валов вводим в зацепление зубья шестерен обоих валов и в таком положении устанавливаем валы в картер сцепления.

Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей тонкий слой герметика.