Кислородный датчик, расположенный в вых­лопной трубе, наблюдает за концентрацией кисло­рода в потоке выхлопных газов.

В зависимости от концентрации датчик формирует выходной сигнал напряжением от 0.1V (высокое содержание кисло­рода — бедная смесь) до 0.9 V (низкое содержание кислорода — богатая смесь)

Примечание: Доступ к кислородному датчику на двигателях модели 5.2L весьма затруднен. Разъем кабеля находится очень близко к выхлопной трубе и для рук остается очень небольшое свободное пространство. Тем не менее, датчик можно проверить с помощью специального прибора, или же доверив эту операцию специалистам на станции технического обслуживания.

Модуль электронного управления постоянно контролирует этот изменя­ющийся сигнал для определения пропорции топливовоздушной смеси.

Модуль электронного управле­ния регулирует эту пропорцию, изменяя ширину импульса (продолжительность открытия) инжекто­ров топлива.

Отношение 14.7 частей воздуха к 1 части топлива является лучшим для наиболее пол­ного сгорания топлива, при котором выброс вред­ных веществ в атмосферу остается минимальным и каталитический конвертер работает с максимальной эффективностью.

Модуль электронного управления с помощью кислородного датчика старается все вре­мя поддерживать именно эту пропорцию (14.7:1).

Кислородный датчик не выдает никакого сиг­нала при температуре ниже 315°С, являющейся его нормальной рабочей температурой. Во время про­грева двигателя модуль электронного управления работает в режиме «разомкнутого контура».

Когда двигатель достигнет нормальной рабо­чей температуры, и/или проработает более двух минут, и если кислородный датчик выдает постоян­ный сигнал напряжением ниже 0.45V при 1500 и более об/мин, то модуль электронного управления выводит код 51 или 52. Если же он обнаружит ка­кие-либо неисправности в цепи кислородного дат­чика, будет выведен код 21.

При обнаружении каких-либо неисправностей в цепи модуль электронного управления работает в режиме «разомкнутого контура» — т.е. он управ­ляет подачей топлива, исходя из заданной по умол­чанию величины концентрации кислорода, а не по сигналу, поступающему отдатчика.

Правильная работа кислородного датчика за­висит от четырех условий:

Электрический контакт — поскольку датчик вы­дает сигнал очень низкого напряжения, его прохож­дение требует чистых надежных контактов, которые нужно проверять в первую очередь при сомнениях в правильности его работы или при выводе кода неисправности в его цепи.

Доступ внешнего воздуха — датчик сконструи­рован таким образом, чтобы внутрь его всегда мог попадать воздух. При снятии, установке или замене всегда следите за тем, чтобы его воздушные каналы не были перекрыты.

Соответствующая рабочая температура — модуль электронного управления не будет реагировать на сигнал, пока температура датчика не достигнет при­мерно 315°С. При оценке работы датчика этот фак­тор всегда нужно принимать во внимание.

Неэтилированное топливо — оно не должно со­держать тетраэтилсвинец, что очень важно для пра­вильной работы датчика.

В дополнение к вышесказанному следует указать на некоторые меры предосторожности, которые необ­ходимо соблюдать при обслуживании датчика.

Кислородный датчик имеет постоянно прикреп­ленный провод и электрический разъем, который нельзя отсоединять от датчика. Отсоединение или повреждение этого провода и разъема неблагопри­ятным образом скажется на работе датчика.

Нельзя допускать попадания грязи, масла и т.п. на элек­трический разъем и на щелевой конец датчика.

При обслуживании кислородного датчика нельзя пользоваться какими-либо растворителями.

He допускайте падения датчика или небрежного с ним обращения.

Силиконовый чехол должен быть правильно ус­тановлен, не допуская его расплавления и так, что­бы он не оказывал влияния на работу датчика.
Проверка

Найдите электрический разъем датчика и вставьте длинный кусок проволоки в гнездо черно­го/оранжевого провода кислородного датчика (про­вод электрического сигнала) (см. иллюстрацию).

Проверка кислородного датчика

Подсоедините положительный щуп вольтмет­ра к проволоке, а отрицательный — на массу.

Пронаблюдайте величину сигнала (в mV) во время прогрева двигателя.

Замер сопротивления обогревателя кислородного датчика

Сначала датчик должен выдавать постоянный по величине сигнал (режим «разомкнутого конту­ра») примерно 0.1 — 0.2 V, пока двигатель холодный.

Примерно через две минуты двигатель прогре­ется до рабочей температуры и сигнал начнет изме­няться от 0.1 до 0.9V («замкнутый контур»).

Если датчик не войдет в режим «замкнутого контура», или период его вхождения в этот режим будет слишком долгим («ленивый» датчик), замените его на новый.

Проверьте также обогреватель датчика.
Разъедините разъем и подключите омметр между двумя белыми проводами (см. иллюстрацию). Он должен показывать примерно 5-7 Ом.

Проверьте напряжение питания обогревате­ля. Замерьте напряжение между оранжевым/чер­ным (+) и черным/голубым (-) проводами разъема кислородного датчика.

При положении ключа за­жигания в позиции ON (двигатель не работает) воль­тметр должен показывать напряжение аккумулятор­ной батареи.

При отсутствии напряжения проверь­те цепь между реле питания, модулем электронного управления и датчиком.

Примечание: Важно по­мнить, что напряжения питания будет подаваться только в течение примерно 2 секунд, потому что в системе имеется реле, переключающее напряжение(реле кондиционера воздуха).

Если вышеуказанные измерения дадут отри­цательный результат, кислородный датчик нужно заменить.

Замена

Примечание: Поскольку датчик установлен в выпускном коллекторе или выхлопной трубе, которые при охлаждении сжимаются, возможно, что его будет очень трудно отвернуть в холодном состоянии. Для снижения риска его повреждения (если вы собираетесь его повторно использовать), запустите двигатель и дайте ему поработать одну-две минуты, затем заглушите его. Старайтесь не обжечься при выполнении нижеследующих действий.

Отсоедините провод отрицательного полюса аккумуляторной батареи.

Поднимите автомобиль домкратом и устано­вите его на опоры.

Осторожно разъедините электрический разъем датчика.

Осторожно выверните датчик из выпускного коллектора.

Для облегчения снятия датчика в будущем на его резьбу следует нанести противосхватывающий состав.

Резьба нового датчика уже будет покрыта этим составом, но если датчик снимается с целью его последующей установки, его резьбу нужно вновь покрыть этим составом.

Установите на место датчик и прочно затяни­те его.

Подключите его разъем к кабелю двигателя.

Опустите автомобиль, сделайте пробный вы­езд, чтобы убедиться в отсутствии индикации ко­дов неисправностей.