Осмотреть блок цилиндров. Если на нем есть трещины, его нужно заменить

Для того чтобы проверить герметичность рубашки охлаждения блока, нужно заглушить деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подсоединить шланг для подачи сжатого воздуха.

Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.

В местах негерметичности рубашки охлаждения будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок заменить.

Таким же образом проверить масляные каналы блока.

Осмотреть цилиндры.

Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и т.д., расточить цилиндры под ремонтный размер и отхонинговать.

Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанных в таблице.

В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца таких же ремонтных размеров.

Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном.

Проверить зазоры между цилиндрами и поршнями. Номинальный зазор должен быть в пределах 0,024– 0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.

Для обеспечения величины зазора цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д (см. таблицу).

Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левой наружной стороне блока, напротив каждого цилиндра.

Зазор можно определить, измерив диаметр поршня и цилиндра.

Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней плоскости блока, в двух перпендикулярных направлениях.

Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала.

Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм.

Зазоры можно рассчитать, измерив, диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки.

Измеряют зазоры в следующем порядке:

  • - Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.
  • - Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами.
  • - Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки.
  • - Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами, завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом запрещается проворачивать коленчатый вал.
  • - Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.

Перед сборкой двигателя желательно еще раз пробежаться по статьям: Обслуживание и ремонт двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

А потом перейти опять к этой статье и в соответствии с пунктами собирать двигатель. Главное в этом деле не спешить, и делать все внимательно.

Для сборки нужно приобрести все необходимые инструменты. Некоторые инструменты можно позаимствовать, так как они необходимы только при капитальном ремонте двигателя.

Все крепежные соединения должны быть затянуты в соответствии с таблицей моментов.

Рассмотрим сборку двигателя подробно:

сборка двигателя ЗМЗ-406

Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.

Вкладываем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

По обеим сторонам центральной постели устанавливаем два упорных полукольца без выступов, повернув их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.

Смазываем чистым моторным маслом вкладыши и коренные шейки коленчатого вала.

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.

Вставив вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и устанавливаем крышки на шейки коленчатого вала в соответствии с выбитыми на них цифрами от 1 до 5, начиная с передней части блока.

сборка двигателя ЗМЗ-406

Третья крышка не маркируется

В ее выточки вставляем два упорных полукольца с выступами.

Смазываем, наживляем болты и, равномерно заворачивая их, запрессовываем крышки в посадочные места.

Правый и левый упоры крышки имеют разную длину, поэтому перевернутая крышка в посадочное место не встанет.

сборка двигателя ЗМЗ-406

Затягиваем болты крышек коренных подшипников.

Проворачиваем рукой коленчатый вал.

Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии.

Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм.

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

Меняем манжету в задней крышке блока.

Устанавливаем крышку с новой прокладкой на место.

Устанавливаем маховик (см. “Замена сальников коленвала ЗМЗ-406”).

Собираем шатунно-поршневую группу (см. Как собрать шатунно-поршневую группу ЗМЗ-406).

сборка двигателя ЗМЗ-406

Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши.

Смазываем их, а также поршневые кольца, стенки цилиндров и шатунные шейки чистым моторным маслом.

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца, “помогая” им сжаться легкими ударами по обжимке деревянной ручкой молотка.

Поворачиваем поршень надписью ““ПЕРЕД” на бобышке к передней части блока и вставляем в цилиндр, номер которого выбит на нижней головке шатуна и дублируется на его крышке

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

Постукивая через деревянную проставку по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр до упора, контролируй продвижение шатуна к шейке коленчатого вала.

Устанавливаем крышку шатуна.

Номер, выбитый на крышке, должен совпадать с номером шатуна и находиться с той же стороны.

При этом уступ на крышке шатуна направлен к передней части двигателя.

Таким же образом устанавливаем в блок остальные поршни.

Затягиваем гайки крышек шатунов

Проворачиваем коленчатый вал за маховик, движение должно быть без заеданий, но усилие увеличится.

сборка двигателя ЗМЗ-406сборка двигателя ЗМЗ-406

Устанавливаем масляный насос с новой прокладкой

Смазываем втулку, устанавливаем привод масляного насоса (см. “Привод маслонасоса ЗМЗ-406”).

Выставляем метку звездочки коленчатого вала напротив установочной метки.

Устанавливаем успокоитель нижней цепи (см. “Замена цепей ЗМЗ-406”).

Собираем привод масляного насоса, смазав приводные шестерни, втулки промежуточного вала и сам вал моторным маслом.

Надев цепь на звездочку коленчатого вала, устанавливаем на ось звездочку промежуточного вала в положение, при котором совпадают установочные метки (цепь со стороны успокоителя должна быть натянута).

сборка двигателя ЗМЗ-406

Затягиваем болты звездочки и загибаем края стопорной пластины; устанавливаем верхний башмак натяжителя цепи; надеваем смазанную цепь на малую звездочку промежуточного вала.

Меняем манжету в передней крышке блока (см. “Замена сальников коленвала ЗМЗ-406”) и устанавливаем крышку с новой прокладкой и кронштейном генератора.

Подтягиваем и подвязываем верхнюю цепь привода газораспределительного механизма к кронштёйну генератора.

сборка двигателя ЗМЗ-406

Укладываем новую прокладку и устанавливаем поддон картера.

На хвостовик коленчатого вала надеваем шкив и затягиваем храповой болт, устанавливаем натяжной ролик с кронштейном, устанавливаем гидронатяжитель нижней цепи

Устанавливаем усилитель картера сцепления, головку блока, вспомогательное оборудование и навесные агрегаты (см. соответствующие статьи).

Размерные группы цилиндров и поршней

Группа

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

А

 

номинальный размер

92,036 – 92,024

номинальный размер

92,000 – 91,988

1-й ремонтный размер *

92,536 – 92,524

1-й ремонтный размер

92,500 – 92,488

2-й ремонтный размер **

93,036 – 93,024

2-й ремонтный размер

93,000 – 92,988

Б

 

номинальный размер

92,048 – 92,036

номинальный размер

92,012 – 92,000

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

1-й ремонтный размер

92,512 – 92,500

2-й ремонтный размер

93,048 – 93,036

2-й ремонтный размер

93,012 – 92,000

В

 

номинальный размер

92,060 – 92,048

номинальный размер

92,024 – 92,012

1-й ремонтный размер

92,560 – 92,548

1-й ремонтный размер

92,524 – 92,512

2-й ремонтный размер

93,060 – 93,048

2-й ремонтный размер

93,024 – 92,012

Г

 

номинальный размер

92,072 – 92,060

номинальный размер

92,036 – 92,024

1-й ремонтный размер

92,572 – 92,560

1-й ремонтный размер

92,536 – 92,524

2-й ремонтный размер

93,072 – 93,060

2-й ремонтный размер

93,036 – 92,024

Д

 

номинальный размер

92,084 – 92,072

номинальный размер

92,048 – 92,036

1-й ремонтный размер

92,584 – 92,572

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

2-й ремонтный размер

93,084 – 93,072

2-й ремонтный размер

93,048 – 92,036

* 1-й ремонтный размер увеличен на 0,5 мм

** 2-й ремонтный размер увеличен на 1,0 мм