Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода.
Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В.
При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения.
При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями.
Электродвигатели моторедукторов (очистителей ветрового стекла, заднего стекла (ВАЗ-21О8,-2109), фар — если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия.
Цепь питания системы впрыска (двигатель -2111) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2).
Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (карбюраторные двигатели), пуска двигателя, цепь «генератор — выключатель зажигания — монтажный блок».
Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, номинал предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице.
До 1986 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 15 монтажного блока.
С 1986 г. они защищены отдельным предохранителем, расположенным в жгуте проводов около выключателя противотуманного света.
Этот предохранитель рассчитан на ток 8 А и находится в отдельном пластмассовом корпусе.
* Номера с буквой F относятся к предохранителям монтажного блока 2114-3722010-60, без буквы F — к предохранителям монтажного блока 17.3722.
С 1998 г. на часть автомобилей взамен блока 17.3722 устанавливаются монтажные блоки 2114-3722010-60 или 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 с ножевыми предохранителями.
Новые блоки отличаются от старого номиналом и обозначением предохранителей, обозначением реле и разъемов (буква X вместо Ш), а также отсутствием реле времени омывателя заднего стекла и реле электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (на эти автомобили устанавливается датчик-выключатель нового типа, его контакты рассчитаны на большой ток, поэтому необходимость в реле отпала).
При замене монтажного блока нового образца на старый необходимо подключить электровентилятор через реле, иначе сгорят дорожки печатной платы.
Если старый блок меняется на новый, то необходимо установить и датчик включения электровентилятора нового образца.
Некоторые различия имеются и в схеме подключения очистителей фар.
Для отличия блока 2114-3722010-60 для семейства ВАЗ-2108 (в цепь питания обмотки возбуждения генератора включены резисторы и диод) от внешне похожего блока для ВАЗ-2115 на нем имеется белая метка около разъема Х11.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства.
Запорный стержень противоугонного устройства выдвигается, если ключ установить в положение «Стоянка» и вынуть из замка.
После этого следует повернуть рулевое колесо, чтобы стержень вошел в паз на рулевом валу, заблокировав его.
Запорный стержень утапливается (освобождает вал) при повороте ключа из положения «Стоянка» в положение «Выключено».
Выключатель зажигания также снабжен механическим блокировочным устройством против ошибочного включения стартера при работающем двигателе.
Для повторного включения стартера необходимо повернуть ключ из положения «Зажигание» в положение «Выключено» и лишь затем в положение «Стартер».
Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звукового сигнала, стоп-сигнала, аварийной сигнализации, прикуривателя, плафона, штепсельной розетки для переносной лампы.
На автомобилях с двигателем ВАЗ-2111 устанавливается жгут системы впрыска (жгут системы зажигания отсутствует, хотя колодка его подключения сохранена).
Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под журнальной полкой панели приборов.
Монтажные блоки: а - расположение реле и предохранителей в монтажном блоке 2114-3722010-18: К1 - реле включения очистителей фар; К2 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; К3 - реле очистителя ветрового стекла; К4 - реле контроля исправности ламп; К5 - реле включения стеклоподъемников; К6 - реле включения звуковых сигналов; К7 - реле включения обогрева заднего стекла; К8 - реле включения дальнего света фар; К9 - реле включения ближнего света фар; F1-F16 - плавкие предохранители; 6 - монтажный блок 17.3722; в - монтажный блок 2114-3722010-60
Цепи, защищаемые плавкими предохранителями
№ предохранителя* Защищаемые цепи
1 (8 А) F9 (7,5 А) Правая противотуманная фара
2 (8 А) F8 (7,5 А) Левая противотуманная фара
3(8 А) F1 (10 А) Очистители фар (в момент включения). Реле включения очистителей фар (контакты). Клапан включения омыва фар
4(16А) F7(30A):
Очистители фар в рабочем режиме.
Реле включения очистителя фар (обмотка).
Электродвигатель вентилятора отопителя.
Электродвигатель вентилятора отопителя.
Электродвигатель омывателя стекол.
Моторедуктор очистителя заднего стекла.
Реле времени омывателя заднего стекла.
Клапаны включения обмыва ветрового и заднего стекла.
Реле включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Реле включения обогрева заднего стекла. Контрольная лампа освещения вещевого ящика.
5(8 А) F 16 (15А):
Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указателей поворота).
Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари.
Моторедуктор и реле включения очистителей ветрового стекла.
Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя).
Контрольная лампа уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа давления масла.
Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
Контрольная лампа стояночного тормоза. Лампа светового табло"STOP".
Указатель температуры охлаждающей жидкости.
Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва. Вольтметр
8 (16 А) F5 (20 А) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя, и реле его включения (контакты). Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8 А) F10(7,5 А) Левая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет)
10 (8 А) F11 (7,5 А) Правая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет)
11 (8 А) F2(10A) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16 А) F4 (20 А) Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла. Штепсельная розетка для переносной лампы. Прикуриватель
13 (8 А) F15 (7.5 А) Правая фара (дальний свет)
14(8 А) F14(7,5) Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8 А) F13(7,5A) Левая фара (ближний свет)