На автомобилях МАЗ с двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ) устанавливаются следующие генераторные установки (ГУ): Г273В1 — на 45 А, 1312.3771 — на 50 А, 6582.3701 — на 80 А и 3112.3771 — на 80 А
Возможна установка генератора 3232.3771, отличительной особенностью которого является отсутствие клеммы возбуждения.
Самовозбуждение генератора происходит при частоте вращения ротора не более 1200 мин.
Технические характеристики, устройство и особенности технического обслуживания генератора 3232.3771 приведены ниже.
Технические характеристики генераторных установок см. в таблице.
При эксплуатации во избежание выхода из строя генераторной установки запрещается:
- а) отключение провода от плюсового вывода генератора или отключение батареи выключателем «массы» при работающем генераторе;
- б) проверка исправности генераторной установки путем замыкания клемм «+», «В» и «О», «Д» перемычками на «массу» и между собой;
- в) проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампочкой, питаемой напряжением выше 26 В.
- 2. При установке аккумуляторных батарей на автомобиль и их подключении необходимо строго соблюдать полярность («+» в цепь, «-» на «массу»).
- 3. Проверку натяжения приводного ремня, надежность подключения проводов к генераторной установке проводить при неработающем двигателе и отключенных аккумуляторных батареях.
- 4. При мойке автомобиля следует избегать прямого попадания воды на генераторную установку.
Схема включения генераторной установки Г273В1 в бортовую сеть автомобиля (рис. 1)
Все генераторные установки состоят из синхронных генераторов с самовозбуждением, выпрямительных блоков и регуляторов напряжения.
Обмотка возбуждения (0 В) генератора Г273В1 питается от нулевой точки обмотки статора напряжением 14 В.
Для улучшения возбуждения в цепь ОВ включено сопротивление подпитки. ОВ генераторов 1312.3771; 3112.3771; 6582.3701, питаются от дополнительных диодов напряжением 28 В.
У генераторов, с дополнительными диодами имеется контрольная лампа заряда аккумуляторных батарей, сигнализирующая об исправности и работе генераторной установки.
При включении выключателя стартера и приборов лампа при исправной ГУ горит.
После запуска двигателя и возбуждения генератора лампа гаснет.
Схема включения генераторной установки 6582.3701 (рис. 2)
На автомобилях, оборудованных электрофакельным устройством (ЭФУ) облегчения запуска холодного двигателя, генератор блокируется (отключается питание на регулятор напряжения).
Это необходимо для того, чтобы не вывести из строя свечи ЭФУ, т. к. после возбуждения генератора напряжение в бортовой сети автомобиля будет не менее 28 В, а система ЭФУ рассчитана на напряжение 24 В.
Схема включения генераторной установки 1312.3771; 3112.3771 (рис. 3)
Все генераторные установки имеют вывод фазы для подключения тахометра.
Регуляторы напряжения генераторных установок Г273В 1 и 6582.3701 имеют посезонную регулировку.
При наружной температуре 0˚ и выше переключатель посезонной регулировки (ПНР) должен находиться в положении «Лето» (Л) винт посезонной регулировки вывернут до упора.
При наружной температуре ниже 0 °С ПНР должен находиться в положении «Зима» — винт ввернут до упора.
Регуляторы напряжения генераторных установок 1312.3771 и 3112.3771 посезонной регулировки не имеют, а имеют температурную компенсацию.