Рулевое управление (рис. 1) состоит из рулевого колеса, рулевой колонки с кожухом, карданного шарнира, рулевого механизма, силового гидравлического цилиндра, насоса гидроусилителя, трубопроводов с шлангами, продольной и поперечной рулевых тяг

Рулевая колонка 15 крепится стремянкой 14 к кронштейну кузова. Момент вращения вала 16 рулевой колонки – (0,3-0,8) Нм.

Рулевое управление: 1 - крышка кнопки звукового сигнала; 2 - пружина; 3 - гайка вала рулевой колонки; 4 - рулевое колесо; 5 - кронштейн; 6 - клин; 7 - шарнир карданный; 8 - кожух; 9 - болт стяжной; 10 - коврик пола; 11 - рулевой механизм; 12 - переключатель подрулевой; 13 - кожух верхний; 14 - стремянка; 15 - рулевая колонка; 16 - вал; 17 - гайка; 18 - шайба стопорная; 19 - шпонка сегментная

Регулировка осевого зазора в подшипниках рулевой колонки производится гайкой 17.

После регулировки гайка стопорится шайбой отгибанием на грань гайки. Гайка 3 крепления рулевого колеса стопорится кернением в двух противоположных точках.

Рулевой механизм (рис. 2) состоит из картера, винта с шариковой гайкой-рейкой и зубчатого сектора.

Рулевой механизм: 1 - подшипник; 2 - винт; 3 - корпус; 4 - гайка-рейка; 5 - шарики; 6 - распределитель; 7 - вал входной; 8 - зубчатый сектор; 9 - прокладка регулировочная; 10 - крышка нижняя; 11 - отверстие; 12 - втулка эксцентрическая; 13 - подшипник; 14 - штифт; 15 - крышка; 16 - пробка; 17 - прижим; 18 - кольцо; 19 - крышка; 20 - манжета; 21 - гайка сошки

Передаточное число рулевого механизма 23,6.

Винт вращается в двух pадиально-упоpных сферических подшипниках, зазор в которых регулируется прокладками 9.

На верхнем торце картера и хвостовике винта установлен распределитель, предназначенный для распределения рабочей жидкости под давлением в рабочие полости силового цилиндра в процессе управления колесами.

Силовой гидравлический цилиндр (рис. 3) предназначен для создания усилия на сошке рулевого механизма.

Силовой цилиндр: 1 - корпус шарнира; 2 - шайба; 3 - пробка; 4 - цилиндр с задней крышкой; 5 - палец шарнира; 6 - чехол защитный; 7 - штифт; 8 - крышка передняя с уплотнительными кольцами; 9 - шток с поршнем; 10 - подшипник

Силовой цилиндр задней опорой крепится к кронштейну основания цилиндрическим пальцем, установленным в шарнире.

Шарнирный наконечник крепится через шаровой палец 5 к верхнему плечу сошки гайкой, которая шплинтуется.

Внимание! При сильном ударе колес о препятствие усилия, развиваемого силовым цилиндром, может не хватить для удержания колес от поворота и тогда водитель ощутит на рулевом колесе крутящий удар.

Схема системы гидроусилителя руля: 1, 7 - шланги высокого давления; 2 - насос ГУР с клапанами; 3, 5 - шланг низкого давления; 4 - бачок; 6 - силовой цилиндр; 8 - рулевой механизм

Насос ГУР шестеренчатого типа приводится во вращение от распределительных шестерен двигателя.

Перед эксплуатацией автобуса при отрицательных температурах внешнего воздуха рабочая жидкость должна быть прогрета на оборотах холостого хода двигателя без нагрузки насоса.

Бачок для масла (рис. 4) имеет сменный фильтрующий элемент 4 мод. ФГМ 620-1.

Бачок ГУР: 1 - крышка; 2 - стакан; 3 - щуп; 4 - фильтрующий элемент; 5, 10 - манжета уплотнительная; 6 - пружина; 7 - резиновые шайбы; 8 - металлические шайбы; 9 - шпилька; 11, 13 - ниппель

Сверху на шпильку 9 надевается резиновая 7 и металлическая 8 шайбы, которые используются как предохранительный клапан.

В том случае, если регулировкой не удается уменьшить чрезмерный зазор в шарнире, следует заменить палец с вкладышами или наконечник в сборе.

Крышка уплотняется по контуру манжетой 5.

Во втулку крышки ввинчен щуп указателя уровня жидкости 3 с отметками "min" и "max".

Внимание! В случае выхода из строя гидроусилителя рулевого привода перевозка пассажиров запрещается. Допускается движение к месту ремонта (в автопарк) с соблюдением мер предосторожности.

Рулевая тяга – трубчатая, с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники с шарнирами.

Наконечники рулевых тяг могут быть регулируемые (рис. 5) или не регулируемые (рис. 6).

Шарнир рулевой тяги регулируемый: 1 - палец шаровой; 2 - чехол; 3 - вкладыш верхний; 4 - наконечник; 5 - пружина; 6 - вкладыш нижний; 7 - пробка; 8 - шплинт; 9 - заклепка; 10 - пружина чехла

При ежедневном техническом обслуживании рулевого управления проверяется свободный ход рулевого колеса, а также герметичность соединений и трубопроводов гидравлического усилителя.

Шарнир рулевой тяги не регулируемый: 1 - палец шаровой; 2 - чехол; 3 - вкладыш верхний; 4 - наконечник; 5 - буфер вкладыша; 6 - крышка; 7 - вкладыш нижний; 8 - прокладка крышки; 9 - пресс-масленка

Проверку свободного хода рулевого колеса следует производить при работающем на холостом ходу двигателе, при установленных прямо управляемых колесах, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота управляемых колес.

Свободный ход рулевого колеса при этом не должен превышать 20°, что соответствует перемещению обода рулевого колеса примерно на 80 мм.

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, то необходимо проверить состояние шарниров рулевых тяг, крепление картера рулевого механизма, зазор в карданном шарнире вала рулевого управления и его крепление, проверить регулировку подшипников ступиц передних колес, состояние шкворневого узла, провести регулировку рулевого механизма.

Если в шарнире рулевой тяги имеется зазор, то его следует отрегулировать, если наконечник регулируемый или заменить.

Для регулировки шарнира рулевой тяги следует вынуть шплинт 8 (рис. 6) и ввернуть пробку 7 в наконечник до упора, а затем вывернуть до первого положения для шплинтовки, но не менее чем на 1/8 оборота.

Повторное применение шплинта не допускается.

После сборки и регулировки шарнира нужно проверить моменты, необходимые для вращения и качания шарового пальца.

Эти моменты должны быть не более 40 Нм. Перед замером момента вращения надо повернуть два-три раза шаровой палец от руки в обе стороны.

Эксплуатация шарниров, у которых момент вращения и качания шаровых пальцев из одного крайнего положения в другое более указанного, может привести к поломке пальцев.

Для измерения момента на резьбовой конец шарового пальца навинчивается специальная насадка, имеющая места под захват динамометрического ключа в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

После регулировки зазоров необходимо вывесить передние колеса автомобиля и при неработающем двигателе убедиться, что нет заметного нарастания усилия на рулевом колесе при его повороте из одного крайнего положения в другое.

При обслуживании проверяется крепление: рулевого колеса, рулевой колонки, телескопического вала, рулевого механизма, рулевой сошки, силового цилиндра, насоса усилителя, трубопроводов, рулевых тяг, проверяется уровень масла в бачке усилителя рулевого привода, производится смазка шарниров рулевых тяг.

При этом обращается внимание на состояние узлов и деталей рулевого управления.

Не допускается отсутствие или повреждение шплинта гайки рулевой сошки, гайки клина телескопического вала, гаек рычагов поворотных кулаков, гаек шаровых пальцев.

Защитные чехлы шаровых пальцев не должны иметь повреждений.

Обслуживание системы гидроусилителя руля требует соблюдения особой чистоты деталей и рабочей жидкости.

При эксплуатации необходимо не допускать загрязнения гидросистемы, так как это ведет к повышенному износу насоса и подвижных уплотнителей, а также к перегреву гидросистемы из-за затрудненного слива масла в бачок насоса.

Смазка шарнира рулевой тяги выполняется через пресс-масленку. Пресс-масленка вворачивается вместо пробки КГ 1/8" в наконечник тяги.

Смазку проводить до выдавливания свежей смазки из-под чехла.

Если в процессе пополнения смазочного материала чехол его не пропускает, то для предотвращения повреждения чехла смазывание следует прекратить после заполнения смазочным материалом полости чехла, которое определяется возрастанием его упругости.

После смазывания надо установить пробки на место.

Проверка уровня масла в бачке производится по щупу, который выворачивается из крышки бачка. Уровень масла должен находиться между отметками щупа "max" и "min".

При необходимости следует долить масло до отметки "max" по щупу.

Не разрешается эксплуатировать гидpоусилитель при пониженном уровне масла в бачке насоса, так как это ведет к вспениванию масла и повышенному износу насоса.

Первая замена масла и фильтра в бачке насоса проводится после промывки гидросистемы при первом ТО-1.

Последующие замены масла и фильтра проводятся один раз в год при сезонном обслуживании, или через 64000 км пробега.

Рекомендуется замену фильтра (мод. ФГМ-620-1) проводить при возрастании перепада давления на входе и выходе бачка до 0,15 МПа, при расходе 28 дм 3/мин и вязкости рабочей жидкости 35 сСт.

При засоренном фильтре в зимнее время при пуске двигателя может произойти срыв или разрушение сливного шланга.

Во избежание перегрева масла в системе избегать удержания рулевого колеса в крайних положениях более (8-10) секунд.

Перегрев масла выше 100 °С ведет к снижению смазывающих качеств масла, повышенному износу и выходу из строя резиновых уплотнителей из-за потери эластичности.

Замена масла в системе гидроусилителя руля

  1. Поднять передние колеса автобуса и снять крышку бачка насоса гидроусилителя.
  2. Отвернуть пробку нижней крышки рулевого механизма, и после вытекания из системы масла плавно провернуть рулевое колесо от упора до упора (5…6) раз.
  3. Заменить фильтр и очистить дно бачка.

Замена фильтрующего элемента

Бачок ГУР: 1 - крышка; 2 - стакан; 3 - щуп; 4 - фильтрующий элемент; 5, 10 - манжета уплотнительная; 6 - пружина; 7 - резиновые шайбы; 8 - металлические шайбы; 9 - шпилька; 11, 13 - ниппель
  1. Отвернуть гайку 12 крепления крышки бачка (рис. 5), снять шайбы 8, 7 и крышку 1.
  2. Нажать на шпильку 9, вывести изогнутый конец шпильки из отверстия штуцера 11 и вынуть шпильку с пружиной из бачка.
  3. Снять использованный фильтроэлемент, установить новый и собрать бачок в обратном порядке, затянув гайку 12 моментом (7-10) Нм.
  4. Заполнить свежей жидкостью гидросистему.

Заливка рабочей жидкости

  1. Завернуть пробку в крышке рулевого механизма.
  2. Отвернуть гайку 12, (рис. 5) снять крышку 1 с шайбами.
  3. Залить рабочую жидкость (заправочный объём системы ГУР – 4,5 л.) таким образом, чтобы уровень жидкости не доходил до верха бачка 2 приблизительно на (30-40) мм.
  4. Проверить, установлен ли конец шпильки 9 в одно из четырех отверстий штуцера 11, установить уплотнительную манжету на край корпуса бачка, надеть на шпильку крышку 1, шайбы 7, 8, гайку 12, которую затянуть от руки (моментом (7-10) Нм).
  5. Запустить двигатель и прокачать гидросистему при малой частоте вращения коленчатого вала, повернув (2-3) раза рулевое колесо в обе стороны до упора, без задержки в крайних положениях на оборотах холостого хода.
  6. Проверить по щупу 3 уровень жидкости. При необходимости снять крышку и долить жидкость до уровня "max".
  7. Удалить капли масла с внешней поверхности бачка.

Прокачка считается законченной, если убывание масла в бачке при прокачке прекратилось.

Гайку - барашек затягивать только рукой. В случае течи масла из-под крышки сменить уплотнительную манжету 5.

Возможные неисправности рулевого управления и методы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Примечание: перед определением причин неисправности следует проверить давление в шинах и регулировку рулевых тяг

Автобус плохо держит дорогу

- Велики потери на трение в шарнирах рулевых тяг и шкворнях

Смазать шкворни и шарниры рулевых тяг

- Неправильная установка передних колес

Отрегулировать и проверить схождение и углы установки передних колес

- Повышенный свободный ход рулевого колеса

Определить причину повышенного свободного хода, провести регулировку или заменить изношенные детали

- Велик дисбаланс передних колес

Отбалансировать колеса

- Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя рулевого механизма

Отрегулировать затяжку гайки

Автобус постоянно отклоняется в сторону от заданного направления

- Неправильная установка мостов автобуса относительно его продольной оси

Проверить установку мостов автобуса, сравнить размер базы справа и слева

- Неисправность тормоза в одном из передних колес

Проверить тормоза и устранить неисправность

- Нарушение гидравлического равновесия рулевого механизма

Разобрать распределитель рулевого механизма и проверить не засорено ли отверстие в распределителе, проверить подвижность золотника и плунжеров

Повышенный свободный ход рулевого колеса

- Износ шарниров рулевых тяг или шаровых пальцев

Заменить изношенные детали

- Ослабло крепление карданного вала рулевого управления

Подтянуть клинья крепления карданного вала и резьбовой крепеж

- Увеличен зазор в зубчатом зацеплении

Отрегулировать зацепление

- Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя

Отрегулировать затяжку

- Износ шариковой пары рулевого механизма (осевое перемещение винта относительно гайки-рейки более 0,3мм)

Заменить шариковую пару

- Износ деталей карданного вала

Заменить карданный вал

Рулевой усилитель не обеспечивает достаточного усилия или его работа неравномерна

- Недостаточный уровень масла в бачке.

Долить масло до требуемого уровня.

- Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное).

Удалить воздух. Если воздух не удаляется, проверить затяжку всех соединений, герметичность всасывающих трубок бачка и насоса, состояние фильтра. Если все указанное выше исправно, сменить масло и фильтрующий элемент.

- Чрезмерный натяг в зубчатом зацеплении рулевого механизма

Отрегулировать зацепление

- Неисправность насоса

Проверить насос

- Зависание перепускного клапана насоса

Проверить подвижность клапана

- Ослаблена затяжка гайки упорных подшипников распределителя

Отрегулировать затяжку

Отсутствие усиления при повороте рулевого колеса на различных режимах работы двигателя

- Отвернулось седло предохранительного клапана насоса.

Разобрать насос, завернуть седло

- Зависание перепускного клапана насоса

Разобрать насос и проверить подвижность клапана

Повышенный шум при работе насоса

- Недостаточный уровень масла в бачке насоса

Долить масло

- Засорение или неправильная установка фильтра

Проверить установку или заменить фильтр

- Наличие воздуха в системе (пена в бачке, масло мутное)

Удалить воздух или заменить масло

- Износ деталей насоса

Заменить насос

Рулевое управление заклинивает при поворотах

- Заедание золотника или плунжеров распределителя

Разобрать распределитель и проверить подвижность золотника и плунжеров

Стук в рулевом механизме

- Увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма

Отрегулировать зацепление

- Ослабло крепление карданного вала рулевого управления

Подтянуть клинья крепления карданного вала и резьбовой крепеж

Выбрасывание масла через сапун бачка (в масляном щупе)

- Чрезмерно высокий уровень масла

Установить нормальный уровень масла

- Засорен или неправильно установлен фильтр

Проверить установку фильтра или заменить его

- Наличие воздуха в системе

Удалить воздух прокачкой системы

Возникновение колебаний рулевого колеса при скорости движения (60-70) км/ч

- Ослабление крепления рулевого механизма, затяжки рычагов рулевого привода, нарушение регулировки подшипников ступиц передних колес (повышенный люфт), износ втулок шкворней, деформация дисков или чрезмерная величина дисбаланса управляемых колес

Произвести подтяжку узлов деталей рулевого управления и регулировку подшипников ступиц передних колес. Переставить на шпильках диски колес на (60-180)° или произвести балансировку передних колес.