Конструкция и работа карбюратора К-49. Регулировка карбюраторов.

Карбюратор К-49А так же, как и карбюратор К-22Г вертикальный, с падающим потоком смеси, сбалансированный, имеет съемный блок из двух диффузоров с прикрепленными к горловине упругими пластинами и регулируемый иглой главный жиклер

Главный и дополнительный жиклеры карбюратора К-49А, так же как и карбюратора К-22Г, объединены в одном блоке и имеют выполненные в одном блоке распылители.

Схема карбюратора К-49А

Ограничители оборотов обоих карбюраторов устроены одинаково, но регулировка их различна.

Детали карбюратора К-22Г и К-49А не взаимозаменяемы.

Схема карбюратора К-49А приведена на рис. 1.

В основном карбюраторы отличаются схемой включения жиклера холостого хода и приводом включения жиклера мощности.

В Жиклер холостого хода карбюратора К-49А бензин проходит через калиброванное отверстие главного жиклера, а к жиклеру холостого хода карбюратора К-22Г — через калиброванное отверстие дополнительного жиклера.

В отличие от карбюратора К-22Г, у которого жиклер мощности имеет механический привод включения и подает топливо через распылитель дополнительного жиклера, карбюратор К-49А имеет воздушный привод включения жиклера мощности, который подает топливо в смесительную камеру через распылитель главного жиклера.

На рис. 2 показаны составные части карбюратора К-49А.

Составные части карбюратора К-49А

Основные неисправности карбюратора

При эксплуатации автомобиля возможны нарушения регулировки состава горючей смеси, вызывающие неудовлетворительную работу двигателя. Смесь может стать либо слишком богатой, либо слишком бедной.

Причинами обогащения горючей смеси, приводящими к перерасходу топлива, могут быть следующие неисправности карбюратора.

1. Повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

2. Негерметичность или засорение игольчатого клапана поплавковой камеры, вызывающие переполнение карбюратора и переливание бензина через распылители главного и компенсационного жиклеров; в этом случае двигатель работает с перебоями, и отработавшие газы имеют черный цвет даже при завернутой игле главного жиклера.

3. Неполное открывание воздушной заслонки.

4. Больше чем нужно отвернута регулировочная игла главного жиклера.

5. Негерметичность клапана жиклера мощности (экономайзера).

6. Заедание поршня привода жиклера мощности в нижнем положений у карбюратора К-49А.

7. Неплотная затяжка блока жиклеров или нарушение плотности прокладок блока жиклеров, распылителей или жиклера мощности, что вызывает вытекание бензина помимо жиклеров и распылителей.

8. Нарушение плотности прокладки между крышкой и корпусом карбюратора, вызывающее подсос наружного воздуха в поплавковую камеру и нарушение ее балансировки, а также подсос воздуха в канал воздушного привода жиклера мощности, вследствие чего клапан экономайзера постоянно открыт (у карбюратора К-49А).

9. Отсутствие нагнетательного клапана ускорительного насоса.

Бедная рабочая смесь, плохая приемистость двигателя и увеличенный расход топлива объясняется следующими неисправностями:

1) слишком мало отвернута регулировочная игла главного жиклера;

2) засорение главного или дополнительного жиклера;

3) засорение канала игольчатого клапана поплавковой камеры;

4) отсутствие подачи бензина ускорительным насосом;

Уход за карбюратором

Уход за карбюратором заключается в поддержании чистоты наружной поверхности карбюратора, периодической проверке уровня топлива в поплавковой камере, сливе отстоя из поплавковой камеры, проверке пропускной способности жиклеров, а также продувке жиклеров и каналов в случае их засорения, проверке плотности крепления крышки карбюратора и плотности крепления карбюратора к впускной трубе.

При разборке и сборке карбюратора необходимо проверять целость уплотнительных прокладок и плотность сальника регулировочной иглы главного жиклера.

В случае надобности жиклеры надо прочищать, не снимая карбюратор с двигателя, так как все жиклеры, кроме жиклера мощности, легко доступны.

Прочищать жиклеры нужно только сжатым воздухом, используя ручной насос для накачки шин. Для продувки блока жиклеров и каналов блока распылителей необходимо вывернуть и гнезда корпус регулировочной иглы.

После продувки полезно проверить плотность затяжки блока жиклеров.

Особо следует обращать внимание на состояние острых кромок блока распылителей главного и компенсационного жиклеров.

При вынимании блока распылителей надо соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать острые кромки, которыми заканчивается распылитель дополнительного жиклера.

Если обломана верхняя кромка, смесь обедняется, а при обломанной нижней кромке смесь обогащается.

Обеднение или обогащение смеси в этом случае устранить регулировкой главного жиклера невозможно.

Для продувки бензинового жиклера холостого хода нужно вывернуть жиклер.

Перед постановкой жиклера на место необходимо продуть его каналы.

Для проверки работы ускорительного насоса карбюратора надо вывернуть распылитель насоса, затем несколько раз открыть дроссельную заслонку работающего двигателя.

Проверять работу ускорительного насоса карбюратора можно на неработающем двигателе.

Если ускорительный насос работает, то при каждом открывании заслонки смеси из гнезда распылителя вытекает бензин.

Контролировать работу карбюратора можно по цвету изолятора свечи у искрового промежутка.

У двигателя ГАЗ-51, работающего на соответствующем бензине, при правильной регулировке карбюратора и нормальном тепловом режиме изоляторы свечей зажигания должны иметь бурый или коричневый цвет, без следов копоти на электродах.

Если изоляторы свечей покрыты желтовато-серым налетом, то двигатель работает на бедной смеси.

Если изоляторы и электроды свечей покрыты черной, легко удаляемой копотью, то двигатель работает на богатой смеси.

Осматривать свечи надо после работы двигателя под нагрузкой, так как при длительной работе двигателя на холостом ходу свечи покрываются копотью.

для исправного действия карбюратора необходимо, чтобы привод рычагов карбюратора и все тяги работали без заеданий.

При закреплении тяги привода воздушной заслонки необходимо убедиться в том, что при вдвинутой ручке тяги заслонка была полностью открыта.

При закреплении тяги ручного привода дроссельной заслонки необходимо выдержать зазор не более 0,5 мм между эксцентриком рычага привода и плечом рычага, в которое упирается эксцентрик.

Если зазор будет больше, то ручным приводом открыть дроссельную заслонку нельзя.

Шарниры педали дроссельной заслонки и другие детали привода следует по мере надобности смазывать маслом; резиновые втулки валика привода дроссельной заслонки смазывать только тормозной жидкостью.

Регулировка карбюратора

Уровень топлива в поплавковой камере у карбюратора замеряется непосредственно на двигателе при помощи стеклянной трубки, как показано на рис. 3.

Для этого вывертывают иглу главного жиклера вместе с накидной гайкой и сальником, сливают топливо из поплавковой камеры и к корпусу регулировочной иглы присоединяют с помощью резинового шланга стеклянную трубку.

Для обеспечения точности замера внутренний диаметр стеклянной трубки должен быть не менее 9 мм. Уровень топлива замеряют после наполнения поплавковой камеры бензином.

Для наполнения камеры бензином пользуются рычагом ручного привода бензинового насоса.

Замер уровня топлива в поплавковой камере карбюратора

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-22Г должен быть ниже плоскости разъема на 17—19 мм (у карбюратора К-49А — на 15—17 мм) и не повышаться в течение 5 мин, при подкачке бензина рычагом ручного привода бензинового насоса.

Если клапан пропускает бензин, т.есть камера переполняется, или уровень окажется ниже, чем указано, то карбюратор необходимо снять и проверить, нет ли задевания поплавка за стенки камеры и достаточно ли легко он перемешается.

Для проверки нужно, держа в руках снятый карбюратор в рабочем положении, несколько раз резко опрокинуть его и прослушать движение поплавка в камере.

Если поплавок не задевает за стенки корпуса при резком переворачивании карбюратора из рабочего положения в опрокинутое положение, колебания поплавка на оси должны четко прослушиваться.

В случае задевания поплавка колебания его при опрокидывании карбюратора не просушиваются.

Установка поплавка у карбюраторов К-22Г и К-49А

Для регулировки уровня топлива нужно отвернуть винты, снять крышку карбюратора вместе с поплавком и, подгибая язычок а (рис. 4) рычага, к которому припаян поплавок, добиться того, чтобы поплавок занял положение, показанное на рис. 4, и в собранном карбюраторе обеспечил нормальный уровень топлива.

Регулировка главного жиклера. При обычных условиях эксплуатации и применении рекомендуемого заводом бензина игла главного жиклера должна быть открыта на 1 5/6 оборота (одинаково для обеих моделей карбюратора).

Регулируя иглу, завертывать ее следует только пальцами, не прилагая большого усилия, так как могут быть помяты входные кромки калиброванного отверстия.

При завертывании иглы смесь обедняется, а при отвертывании обогащается.

Излишнее обогащение или обеднение смеси вызывает увеличение расхода топлива и заметное снижение приемистости автомобиля.

Регулировку главного жиклера следует уточнить в процессе работы автомобиля, дополнительно отвертывая или завертывая иглу не более чем на 1/6 оборота.

Более точно главный жиклер следует регулировать на прогретом до 80˚С двигателе в такой последовательности.

1. Поднять домкратом задний мост и установить его на подставки так, чтобы оба задних колеса не касались земли.

Для устойчивости автомобиля под передние колеса подложить спереди и сзади клинья; пустить двигатель.

2. Плавно, без рывков, включить прямую передачу и винтом регулировки открыть дроссельную заслонку настолько, чтобы спидометр показывал скорость 40 км/час.

Воздушная заслонка должна быть полностью открыта.

3. Отвернуть иглу главного жиклера на два оборота от того положения, при котором двигатель работал до регулировки.

В результате этого скорость может увеличиться до 45 — 48 км/час, если карбюратор был отрегулирован на бедную смесь.

4. Уменьшить проходное сечение жиклера (завертывая иглу в один прием по 1/6 оборота и прислушиваясь к равномерности работы двигателя) до тех пор, пока скорость, показываемая спидометром, не снизится на 8—12 км/час.

Снижение скорости часто сопровождается перебоями в работе двигателя.

5. Отвертывать иглу по 1/6 оборота, производя окончательную регулировку до тех пор, пока не прекратятся перебои в работе двигателя, и скорость по спидометру не перестанет заметно увеличиваться.

Пример.Скорость по спидометру после последнего завертывания иглы на 1/6 оборота снизилась до 32 км/час.

Отвертываем иглу на 1/6 оборота — скорость увеличивается до 39 км/час; отвертываем иглу еще на 1/6 оборота - скорость становится равной 43 км/час; отвертываем иглу еще на 1/6 оборота — скорость возрастает до 44 км/час; отвертываем иглу еще на 1/6 оборота увеличения скорости не происходит. Следовательно, последнее отвертывание иглы на 1/6 оборота не нужно, и иглу следует завернуть на 1/6  оборота. Кроме того, иглу можно завернуть еще на 1/6  оборота.

6. Выключить зажигание, завернуть иглу, чтобы определить, на сколько оборотов она оказалась отвернутой при регулировке.

Если карбюратор исправен, игла должна быть отвернута в пределах 1 2/3 - 2 оборотов. Для надежности регулировку полезно повторить.

Летом при загородной езде на большие расстояния с постоянной скоростью можно смесь еще обеднить, завернув иглу на 1/6 оборота.

Зимой при езде на малые расстояния с длительными стоянками смесь следует обогатить, дополнительно отвернув иглу на 1/6 оборота. Это обогащение смеси обеспечивает более быстрый прогрев двигателя при меньшем времени работы двигателя с прикрытой воздушной заслонкой «на подсосе».

Приведенная регулировка является наилучшей только для того сорта бензина, на котором она производилась; при замене бензина регулировку следует произвести вновь.

Если главный жиклер отрегулирован правильно, и карбюратор исправен, автомобиль должен разгоняться без перебоев в работе двигателя; после пуска холодного двигателя, при прогреве, в течение некоторого времени должна ощущаться необходимость в обогащении смеси прикрытием воздушной заслонки.