Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Осмотреть блок цилиндров. Если на нем есть трещины, его нужно заменить.

Для того чтобы проверить герметичность рубашки охлаждения блока, нужно заглушить деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подсоединить шланг для подачи сжатого воздуха.

Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм.

В местах негерметичности рубашки охлаждения будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок заменить.

Таким же образом проверить масляные каналы блока.

Осмотреть цилиндры.

Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и т.д., расточить цилиндры под ремонтный размер и отхонинговать.

Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанных в таблице.

В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца таких же ремонтных размеров.

Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном.

Проверить зазоры между цилиндрами и поршнями. Номинальный зазор должен быть в пределах 0,024– 0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.

Для обеспечения величины зазора цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д (см. таблицу).

Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левой наружной стороне блока, напротив каждого цилиндра.

Зазор можно определить, измерив диаметр поршня и цилиндра.

Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней плоскости блока, в двух перпендикулярных направлениях.

Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала.

Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм. Зазоры можно рассчитать, измерив, диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки.

Измеряют зазоры в следующем порядке:

- Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.

- Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами.

- Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки.

- Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами, завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом запрещается проворачивать коленчатый вал.

- Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.

Перед сборкой двигателя желательно еще раз пробежаться по статьям, относящимся к разделу «Двигатель ЗМЗ - 405, ЗМЗ - 406».

А потом перейти опять к этой статье и в соответствии с пунктами собирать двигатель. Главное в этом деле не спешить, и делать все внимательно.

Для сборки нужно приобрести все необходимые инструменты. Некоторые инструменты можно позаимствовать, так как они необходимы только при капитальном ремонте двигателя.

Все крепежные соединения должны быть затянуты в соответствии с таблицей моментов.

Рассмотрим сборку двигателя подробно:

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

1. Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.

Вкладываем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

2. По обеим сторонам центральной постели устанавливаем два упорных полукольца без выступов, повернув их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.

3. Смазываем чистым моторным маслом вкладыши и коренные шейки коленчатого вала.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

4. Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.

5. Вставив вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и устанавливаем крышки на шейки коленчатого вала

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

6. ...в соответствии с выбитыми на них цифрами от 1 до 5, начиная с передней части блока. Третья крышка не маркируется

В ее выточки вставляем два упорных полукольца с выступами.

Смазываем, наживляем болты и, равномерно заворачивая их, запрессовываем крышки в посадочные места.

Правый и левый упоры крышки имеют разную длину, поэтому перевернутая крышка в посадочное место не встанет.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

7. Затягиваем болты крышек коренных подшипников.

Проворачиваем рукой коленчатый вал.

Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии.

Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

8. Меняем манжету в задней крышке блока.

9. Устанавливаем крышку с новой прокладкой на место.

Устанавливаем маховик (см. “Замена задней манжеты коленчатого вала”).

Собираем шатунно-поршневую группу (см. “Разборка и сборка шатунно-поршневой группы).

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

10. Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши. Смазываем их, а также поршневые кольца, стенки цилиндров и шатунные шейки чистым моторным маслом.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

11. Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца, “помогая” им сжаться легкими ударами по обжимке деревянной ручкой молотка.

12. Поворачиваем поршень надписью ““ПЕРЕД” на бобышке к передней части блока и вставляем в цилиндр, номер которого выбит на нижней головке шатуна и дублируется на его крышке

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

13. Постукивая через деревянную проставку по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр до упора, контролируй продвижение шатуна к шейке коленчатого вала.

14. Устанавливаем крышку шатуна.

Номер, выбитый на крышке, должен совпадать с номером шатуна и находиться с той же стороны.

При этом уступ на крышке шатуна направлен к передней части двигателя.

Таким же образом устанавливаем в блок остальные поршни.

Затягиваем гайки крышек шатунов (моменты затяжки см. в Приложении).

Проворачиваем коленчатый вал за маховик, движение должно быть без заеданий, но усилие увеличится.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

15. Устанавливаем масляный насос с новой прокладкой

Смазываем втулку, устанавливаем привод масляного насоса (см. “Снятие привода масляного насоса”).

16. Выставляем метку звездочки коленчатого вала напротив установочной метки.

Устанавливаем успокоитель нижней цепи (см. “Разборка привода газораспределительного механизма”).

Собираем привод масляного насоса (см. статью «Привод масляного насоса»), смазав приводные шестерни, втулки промежуточного вала и сам вал моторным маслом.

Надев цепь на звездочку коленчатого вала, устанавливаем на ось звездочку промежуточного вала в положение, при котором совпадают установочные метки (цепь со стороны успокоителя должна быть натянута).

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Затягиваем болты звездочки и загибаем края стопорной пластины; устанавливаем верхний башмак натяжителя цепи; надеваем смазанную цепь на малую звездочку промежуточного вала.

Меняем манжету в передней крышке блока (см. “Замена манжет коленчатого вала”) и устанавливаем крышку с новой прокладкой и кронштейном генератора.

Подтягиваем и подвязываем верхнюю цепь привода газораспределительного механизма к кронштёйну генератора.

Как собрать двигатель ЗМЗ-406

Укладываем новую прокладку и устанавливаем поддон картера.

На хвостовик коленчатого вала надеваем шкив и затягиваем храповой болт, устанавливаем натяжной ролик с кронштейном, устанавливаем гидронатяжитель нижней цепи (см. «Разборка привода газораспределительного механизма»).

Устанавливаем усилитель картера сцепления, головку блока, вспомогательное оборудование и навесные агрегаты (см. соответствующие статьи).

Размерные группы цилиндров и поршней

Группа

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

А

 

номинальный размер

92,036 – 92,024

номинальный размер

92,000 – 91,988

1-й ремонтный размер *

92,536 – 92,524

1-й ремонтный размер

92,500 – 92,488

2-й ремонтный размер **

93,036 – 93,024

2-й ремонтный размер

93,000 – 92,988

Б

 

номинальный размер

92,048 – 92,036

номинальный размер

92,012 – 92,000

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

1-й ремонтный размер

92,512 – 92,500

2-й ремонтный размер

93,048 – 93,036

2-й ремонтный размер

93,012 – 92,000

В

 

номинальный размер

92,060 – 92,048

номинальный размер

92,024 – 92,012

1-й ремонтный размер

92,560 – 92,548

1-й ремонтный размер

92,524 – 92,512

2-й ремонтный размер

93,060 – 93,048

2-й ремонтный размер

93,024 – 92,012

Г

 

номинальный размер

92,072 – 92,060

номинальный размер

92,036 – 92,024

1-й ремонтный размер

92,572 – 92,560

1-й ремонтный размер

92,536 – 92,524

2-й ремонтный размер

93,072 – 93,060

2-й ремонтный размер

93,036 – 92,024

Д

 

номинальный размер

92,084 – 92,072

номинальный размер

92,048 – 92,036

1-й ремонтный размер

92,584 – 92,572

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

2-й ремонтный размер

93,084 – 93,072

2-й ремонтный размер

93,048 – 92,036

* 1-й ремонтный размер увеличен на 0,5 мм

** 2-й ремонтный размер увеличен на 1,0 мм