Схема смазочной системы показана на рис. 1.

Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала 550–650 мин -1

  • – для двигателей моделей 414, 4178; 700–750 мин -1
  • – для двигателей модели 4218) на холостом ходу при открытом кранике масляного радиатора должно быть не менее 39 кПа (0,4 кгс/см 2);
  • - на непрогретом двигателе давление может достигать 441–490 кПа (4,5–5,0 кгс/см 2);
  • - при скорости автомобиля 45 км/ч давление должно быть 196–392 кПа (2,0– 4,0 кгс/см 2), а в жаркую летнюю погоду не менее 147 кПа (1,5 кгс/см 2).

Давление в смазочной системе менее указанных величин свидетельствует о неисправности в двигателе.

Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения неисправности

Схема смазочной системы двигателя УАЗ

рис. 1. Схема смазочной системы двигателя: 1 – масляный насос; 2 – пробка сливного отверстия картера; 3 – маслоприемник; 4 – редукционный клапан; 5 – отверстие для смазывания распределительных шестерен; 6 – датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; 7 – датчик указателя давления масла; 8 – кран масляного радиатора; 9 – масляный радиатор; 10 – полнопоточный фильтр очистки масла

Для охлаждения масла в смазочной системе установлен масляный радиатор, который включают, открывая кран, при температуре воздуха выше 20°С.

При более низких температурах радиатор должен быть отключен.

Однако, независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокой частотой вращения коленчатого вала двигателя) также необходимо открывать кран масляного радиатора.

Двигатель (вид слева):

Рис. 2. Двигатель (вид слева): 1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – крышка маслоналивной горловины; 3 – указатель уровня масла; 4 – крышка коромысел; 5 – головка блока цилиндров; 6 – датчик-распределитель; 7 – стартер; 8 – картер сцепления; 9 – нижняя часть картера сцепления; 10 – топливный насос; 11 – кронштейн подвески двигателя

Уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи метки «П» маслоизмерительного стержня 3 (см. рис. 2).

Замеряйте уровень масла через 2–3 мин после остановки прогретого двигателя.

Не наливайте масло выше метки «П», так как это приведет к увеличению разбрызгивания масла и, как следствие, к закоксовыванию колец, нагарообразованию в камере сгорания головки блока цилиндров и на днищах поршней, течи масла через сальники и прокладки.

Понижение уровня масла ниже метки «О» может вывести из строя подшипники двигателя.

При перепаде давления масла 58–73 кПа (0,6–0,7 кгс/см 2) до фильтра и после него.

Для замены фильтра отверните его вращением против часовой стрелки.

При установке масляного фильтра следите за тем, чтобы резиновая уплотнительная прокладка находилась в специальном пазу корпуса фильтра.

При эксплуатации автомобиля следите за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при падении давления в системе до 39–78 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2).

При включении зажигания лампа аварийного давления масла загорается, а после пуска двигателя гаснет.

Горение лампы на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или смазочной системы двигателя.

Схема вентиляции картера двигателя

Рис. 3. Схема вентиляции картера двигателя: 1 – регулятор разрежения; 2,3 – трубопроводы

При повышенном расходе масла (и отсутствии течи) проверьте исправность системы вентиляции картера (рис. 3) и состояние уплотнительных колпачков, клапанов и цилиндро-поршневой группы.