Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара

Поршни в цилиндры блока должны устанавливаться группа в группу, в соответствии с таблицей

Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы и маркируются буквами - A, B, C.

Буква, обозначающая размерную группу диаметра цилиндра, наносится краской на наружной поверхности блока цилиндров справа, против каждого цилиндра.

Размерные группы диаметров цилиндров определяются при изготовлении блока цилиндров.

При ремонте двигателя бывшего в эксплуатации и имеющего износ цилиндров необходимо провести повторные замеры диаметров цилиндров и определить их группу.

Замеры диаметров цилиндров производить при температуре плюс 20±3˚C.

Маркировка шатуна и поршня: 1 - маркировка группы шатуна по массе; 2 - маркировка номера цилиндра; 3 - маркировка размерной группы отверстия шатуна под палец; 4 - маркировка размерной группы диаметра отверстия под палец; 5 - маркировка размерной группы диаметра юбки; 6 - надпись "Front"; 7 - выступ; 8 - уступ

Поршни маркируются буквами на днище (Рисунок 1). 

Наибольший диаметр юбки поршня расположен в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 47,5 мм от днища поршня.

Замеры диаметров юбки поршней производить при температуре поршней плюс 20 ± 3 °С.

 Пальцы по наружному диаметру, шатуны и поршни по диаметру отверстия под палец сортируются на четыре размерные группы, которые маркируются краской или римскими цифрами (Таблица 1).

Размерная группа отверстия шатуна под палец маркируется краской на стержне в зоне поршневой головки.

Группа отверстия поршня обозначается римскими цифрами, выбитыми на его днище (Рисунок 1), а пальца - римскими цифрами, выбитыми на торце.

Шатун должен быть собран с пальцем одной размерной группы.

При превышении непараллельности осей отверстий поршневой и кривошипной головок максимально допустимой величины шатун деформирован и подлежит замене.

В случае износа отверстия втулки шатуна под палец более допустимого необходимо заменить втулку, выполнить проточку во втулке под масляный канал и обработать отверстие втулки под палец.

Перед установкой новой втулки замерить диаметр посадочного отверстия шатуна — при износе отверстия более допустимого шатун браковать.

Замеры поршней, пальцев и шатунов производить при температуре 20±3 °С.

Шатуны по массе сортируются на три группы и маркируются краской на крышке шатуна (Рисунок 1). Цвет маркировки:

  • - белый — соответствует массе шатуна 900-905 г;
  • - зеленый — 895-900 г;
  • - желтый — 890-895 г.

Размерные группы поршней и цилиндров блока

Группа А:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,488 - 95,500 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,536 - 95,548 мм

Группа B:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,500 - 95,512 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,548 - 95,560 мм

Группа C:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,512 - 95,524 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,560 - 95,572 мм

Группа АI ремонтное увеличение 0,25:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,738 - 95,750 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,786 - 95,798 мм

Группа BI ремонтное увеличение 0,25:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,750 - 95,762 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,798 - 95,810 мм

Группа CI ремонтное увеличение 0,25:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,762 - 95,774 мм;
  • - диаметр цилиндра - 95,810 - 95,822 мм

Группа АII ремонтное увеличение 0,5:

  • - диаметр поршня (юбка) - 95,988 - 96,000 мм;
  • - диаметр цилиндра - 96,036 - 96,048 мм

Группа BII ремонтное увеличение 0,5:

  • - диаметр поршня (юбка) - 96,000 - 96,012 мм;
  • - диаметр цилиндра - 96,048 - 96,060 мм

Группа CII ремонтное увеличение 0,5:

  • - диаметр поршня (юбка) - 96,012 - 96,024 мм;
  • - диаметр цилиндра - 96,060 - 96,072 мм

Размерные группы пальцев, поршней и шатунов

Диаметр пальца - 21,9935—21,9960 мм:

  • - отверстия в бобышке поршня - 21,9975—22,0000 мм;
  • - отверстия во втулке шатуна - 22,0045—22,0070 мм;
  • - маркировка шатуна - белый;
  • - маркировка поршня и пальца - "I"

Диаметр пальца - 21,9910—21,9935 мм:

  • - отверстия в бобышке поршня - 21,9950—21,9975 мм;
  • - отверстия во втулке шатуна - 22,0020—22,0045 мм;
  • - маркировка шатуна - зеленый;
  • - маркировка поршня и пальца - "II"

Диаметр пальца - 21,9885—21,9910 мм:

  • - отверстия в бобышке поршня - 21,9925—21,9950 мм;
  • - отверстия во втулке шатуна - 21,9995—22,0020 мм;
  • - маркировка шатуна - желтый;
  • - маркировка поршня и пальца - "III"

Диаметр пальца - 21,9860—21,9885 мм:

  • - отверстия в бобышке поршня - 21,9900—21,9925 мм;
  • - отверстия во втулке шатуна - 21,9970—21,9995 мм;
  • - маркировка шатуна - красный;
  • - маркировка поршня и пальца - "IV"

Для установки на двигатель следует брать шатуны одной группы по массе.

Поршни по массе не сортируются.

Проверить разницу масс подобранных комплектов поршень, палец, шатун и кольца, которая не должна превышать 10 г.

Определение массы головок шатунов с помощью весов

При большей разнице масс комплектов с целью исключения повышенных вибраций двигателя следует выровнять массу комплектов, для этого снять металл у шатунов более тяжелых комплектов с весовых бобышек поршневой или кривошипной головок, в зависимости от массы головок, до размера, не менее указанного на рисунке 2.

Предельно допустимые размеры весовых бобышек головок шатуна

При удалении материала масса головок шатуна не должна выходить из следующих пределов: поршневой (m 1) — 211-217 г, кривошипной (m 2) — 679-688 г.

Смазать поршневой палец маслом, применяемым на двигателе, и вставить в отверстия поршня и шатуна.

Шатуны и поршни при сборке с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: надпись «FRONT» (перед), расположенная на наружной стороне бобышки под палец и выступ «А» на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону.

Крышка шатуна на шатун должна быть установлена так, чтобы уступ «Б» на крышке шатуна и выступ «А» на кривошипной головке или выбитые на боковой поверхности крышки и кривошипной головки номера цилиндров или пазы под вкладыши располагались с одной стороны (Рисунок 1).

Кольца, предназначенные для установки в цилиндры номинального диаметра, маркируются желтой краской на верхнем компрессионном кольце.

Для установки в цилиндры первого ремонтного размера - голубой, второго ремонтного размера - зеленой.

Подбор поршневых колец к цилиндру

Тепловой зазор, замеренный в стыках, помещенных в цилиндр (Рисунок 4), для новых колец должен быть:

  • - 0,25-0,45 мм у верхнего компрессионного кольца;
  • - 0,45-0,65 у нижнего компрессионного кольца;
  • - 0,30-0,55 мм у коробчатого маслосъемного кольца.

Для изношенных колец допускается максимальный размер в замке не более 1,5 мм.

Кольца для замера теплового зазора в замке помещать в верхнюю неизношенную часть цилиндра (от верхней кромки цилиндра до места расположения первого компрессионного кольца при нахождении поршня в ВМТ) или в оправку аналогичного диаметра.

Поверхность цилиндра предварительно очистить от нагара.

Установка поршневых колец с меньшим тепловым зазором в стыке приведет к схождению стыка кольца при работе двигателя и надиру цилиндра.

Установка изношенных колец с большим зазором приведет к снижению давления такта сжатия и повышенному угару масла.

Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне

Проверить щупом боковой зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки (Рисунок 5). Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина бокового зазора должна быть для новых колец и поршней 0,045-0,090 мм. Для изношенных колец и поршней допускается максимальный зазор не более 0,15 мм.

Больший зазор приведет к увеличенному угару масла за счет «насосного» действия колец.

Установка поршневых колец на поршень

Надеть с помощью приспособления (Рисунок 6) поршневые кольца на поршень.

Нижнее компрессионное кольцо устанавливать надписью «ТОР» (верх) на торце в сторону днища поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Вставить поршня в цилиндры следующим образом:

  • - сориентировать шатунно-поршневую группу таким образом, чтобы надпись «FRONT» (перед) на бобышке поршня была обращена в сторону переда блока цилиндров,
  • - протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши,
  • - повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ;
  • - смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом для двигателя;
  • - развести замки колец на угол 120° (ориентировочно) друг к другу, при этом стык пружинного расширителя должен быть размещен напротив замка коробки маслосъемного кольца до установки кольца на поршень.

Рекомендуется не располагать замки колец в плоскости, перпендикулярной оси пальца;

Установка поршня в цилиндр

- надеть на болты шатунов предохранительные наконечники, с помощью специальной оправки с внутренней конусной поверхностью сжать кольца и вставить поршень в цилиндр (Рисунок 7).

Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре.

Подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с болтов латунные наконечники, надеть крышку шатуна.

Крышку шатуна следует ставить так, чтобы номера, выбитые на крышке и шатуне, или пазы под вкладыши находились с одной стороны.

Завернуть гайки динамометрическим ключом моментом 68-75 Нм (6,8-7,5 кгсм).

В таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра.

Повернуть коленчатый вал на 180˚ и вставить поршни второго и третьего цилиндров.

Повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольшого усилия.