На дизельных автомобилях Урал установлен двигатель КамАЗ-740 третьей комплектации. Поэтому ремонт и обслуживание двигателя смотрим в статьях по ремонту дизеля автомобиля «КамАЗ» Двигатель Камаз

Неисправность двигателя в эксплуатации определяется:

  • - падением мощности;
  • - повышенному расходу топлива и масла;
  • - пониженному давлению масла;
  • - характеру стуков и шумности работы.

Падение мощности двигателя сказывается на динамических качествах автомобиля: плохой разгон, преодоление подъемов на более низкой передаче, пониженная максимальная скорость.

Падение мощности двигателя может также характеризоваться снижением величины компрессии в одном или нескольких цилиндрах.

Снижение величины компрессии в цилиндрах двигателя указывает на износ поршневых колец и на негерметичность клапанов.

Компрессию замеряют при помощи прибора компрессометра на прогретом двигателе при температуре охлаждающей жидкости не менее 80 °С и при минимальной частоте вращения холостого хода (600 об/мин).

Для определения величины давления сжатия установить в стакан головки цилиндра вместо форсунки компрессометр и зажать скобой крепления форсунки.

На штуцер проверяемой секции насоса высокого давления надеть шланг из бензостойкой резины и опустить его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при проверке компрессии.

Затем запустить двигатель и записать давление, показываемое манометром прибора при минимальных оборотах коленчатого вала двигателя.

Аналогично замерить компрессию в остальных цилиндрах.

У исправного двигателя величина компрессии должна быть не ниже 30 кгс/см 2, а разница давления в цилиндрах не превышать 2 кгс/см 2.

Контрольный расход топлива, указанный в технической характеристике автомобиля, определяется замером расхода топлива при движении груженого автомобиля со скоростью 40 км/ч на высшей передаче в двух противоположных направлениях ровного горизонтального асфальтированного участка шоссе протяженностью 1 км.

При исправном состоянии других агрегатов автомобиля увеличенный контрольный расход топлива является следствием неудовлетворительного технического состояния двигателя.

Продольный и поперечный разрез двигателя

Продольный разрез двигателя: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - маслоотражатель; 3 - гидромуфта привода вентилятора; 4 - трубка отвода масла; 5 - шкив гидромуфты; 6 - вентилятор; 7 - термостат; 8 - патрубок маслоналивной; 9 - воздухоочиститель; 10 - насос высокого давления; 11 - датчик тахометра; 12 - вал распределительный; 13 - ведущая шестерня распределительного вала; 14 - шарикоподшипник; 15 - маховик; 16 - вал коленчатый; 17 - вкладыш подшипника; 18 - трубка подводящая; 19 - поддон блока цилиндров; 20 - трубка всасывающая; 21 - пробка сливная

Поперечный разрез двигателя

Поперечный разрез двигателя: 22 - насос масляный; 23 - фильтр тонкой очистки масла; 24 - блок цилиндров; 25 - датчик аварийного падения масла; 26 - датчик загрязнения масляного фильтра; 27 - поршень; 28 - форсунка; 29 - скоба крепления форсунки; 30 - трубка подвода жидкости к компрессору; 31 - труба подвода масла к ТНВД; 32 - свеча ЭФУ; 33 - кран отопителя кабины; 34 - насос топливоподкачивающий; 35 - крышка головки цилиндров; 36 - коромысло клапана; 37 - фиксатор коромысла; 38 - головка цилиндров; 39 - патрубок выпускного коллектора; 40 - втулка соединительная; 41 - коллектор выпускной; 42 - штанга толкателя; 43 - шатун; 44 - толкатель; 45 - трубка сливная

Повышенный расход масла (при отсутствии течи) указывает на износ цилиндропоршневой группы, закоксование отверстия в канавках под маслосъемные кольца, пригар колец.

Пониженное давление масла (при исправной работе системы смазывания) является следствием значительного износа подшипников коленчатого и распределительного валов.

Причинами внезапного и резкого падения давления масла в главной масляной магистрали могут быть засорение и заедание в открытом положении клапана масляного насоса, системы смазывания, а также аварийное изнашивание, повреждение вкладышей одного или нескольких подшипников.

Заедание клапана и аварийный износ вкладышей могут быть следствием эксплуатации двигателя на грязном масле.

Для обнаружения масла и определения характера стуков и шумности использовать стетоскоп.

По тону стука, а также по месту наибольшей слышимости его можно определить причину и место неисправности.

Сильные стуки высокого (металлического) тона, усиливающиеся при увеличении оборотов коленчатого вала, характерны для удара поршня о клапан при поломке пружины или заедании клапана в направляющей.

Стуки, прослушиваемые в верхней части блока цилиндров, затихающие с увеличением частоты вращения коленчатого вала и возрастающие при ее снижении, могут быть вызваны задирами рабочей поверхности гильз или поршней.

При увеличении зазоров в соединениях поршня с поршневым пальцем или поршневого пальца с верхней головкой шатуна, а также в коренных и шатунных подшипниках могут появиться стуки, легко прослушиваемые под нагрузкой, при резком изменении подачи топлива.

При увеличенном зазоре между поршнем и гильзой цилиндра прослушивается глухой стук после холодного запуска и стихающий или исчезающий полностью после прогрева двигателя.

Высокий тон звука в зоне расположения клапанов, как правило, свидетельствует об увеличенных зазорах между носком коромысла и торцом стержня клапана.

new

Схема смазочной системы показана на рис. 1. Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала 550–650 мин -1

В статье рассмотрим возможные неисправности переднего моста УАЗ-3151