Электрофакельное устройство Камаз

 Элек­трофакельное устройство (ЭФУ) предназ­начено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —30 °С.

Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электри­ческую.

Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание.

Свеча ЭФУ Камаз

Она подключена к системе пита­ния двигателя топливом.

Основным элементом электрофакель­ного устройства являются факельные све­чи.

Они установлены во впускных трубо­проводах двигателя так, чтобы обеспечива­лась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.

Корпус 1 факельной свечи (рис. 1) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую  часть для  вворачивания  во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6.

Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и пред­ставляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе.

Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожу­ха.

Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива.

Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью на­гревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жикле­ром 8.

Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий.

Эк­ран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилинд­ры двигателя.

Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем.

Перед пуском двигателя с помощью ручно­го топливопрокачивающего насоса созда­ют избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом.

Клапан-жиклер фильтра тонкой очист­ки и перепускной клапан ТНВД, перекры­вающие дренажные топливопроводы, обес­печивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20...40 кПа.

При таком давлении обеспечивается минималь­ное время для образования факела пламе­ни. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.

Топливо проходит через электромагнит­ный клапан 11 и попадает к предвари­тельно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется.

Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается старте­ром коленчатый вал двигателя и во впуск­ных трубопроводах появляется поток воз­духа, обдувающий факельные свечи.

Частицы не сгоревшего во впускных трубо­проводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют вос­пламенению основного топлива, впрысну­того через форсунки.

Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совме­щения его работы с работой электрофа­кельного устройства. При этом обеспечи­вается устойчивое удержание факела вс впускных трубопроводах при работе двига­теля на холостом ходу.

Техническая характеристика изделий ЭФУ

Свеча факельная:

- номинальное напряжение, В - 19

- потребляемый ток при номинальном напряжении, А 11- 11,8

- пропускная способность по топливу, см3/мин 5,5-6,5

Термореле:

- номинальное напряжение, В - 24

- номинальный ток Ампер - 22,8

- время от момента включения тока до замыкания контактов, с 50-65

- время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с > 45

Электромагнитный клапан:

- номинальное напряжение, В - 24

- напряжение включения (открытия), В >12

- напряжение отключения (закрытия), В >6

- потребляемый ток при напряжении 12 В, А <1,1

Электрическая схема

Электрическая схема ЭФУ

ЭФУ питается от аккумуляторных батарей автомобиля и включает в себя факельные свечи 6 (рис 2), термореле 5, служащее для включе­ния электромагнитного топливного клапа­на 7, и контрольной лампы блока 8, сигна­лизирующей о том, что свечи достаточно нагреты и подано питание на электромаг­нитный клапан; реле 4, предназначенное для включения свечей на максимальный разогрев; реле 18 отключения обмотки возбуждения генератора на период ра­боты ЭФУ.

Для приведения в действие ЭФУ нужно нажать кнопку 14 дистанционного вклю­чения массы, затем нажать кнопку 9 и удерживать ее в таком положении до загорания лампы в блоке 8, затем включить стартер поворотом ключа выключателя 19 во второе положение, не отпуская кнопки 9.

Схема подключения ЭФУ Камаз

Питание ЭФУ осуществляется от акку­муляторных батарей включением кнопки 14 по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы стартера 17 — реле 12 стартера — амперметр — выключатель 19 приборов и стартера — реле 13 электродвигателя отопителя — кнопка 14 — обмотка выключа­теля -15 массы — «—» аккумуляторных батарей.

Выключатель 15 срабатывает и соединяет «—» аккумуляторных ба­тарей с массой автомобиля.

Следует иметь в виду, что нельзя держать кнопку 14 нажатой более 2 с, поскольку в противном случае возможен перегрев обмотки элек­тромагнита выключателя 15.

Нормально замкнутые контакты реле 13 электродвигателей отопителя кабины за­действованы для подачи тока в обмотку электромагнита выключателя 15. Это сде­лано для предотвращения возможности отключения аккумуляторных батарей

Упрощенные схемы подключения ЭФУ (чтобы было проще понять как работает электрофакельное устройство):

Упрощенные схемы подключения ЭФУ

Упрощенные схемы подключения ЭФУ

Возможные неисправности ЭФУ и методы устранения

Неисправность

- Причина неисправности

Метод устранения

Стрелка вольтметра в нижней границе шкалы

- Замыкание спирали термореле или электропроводов

Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ.

Отсутствие изменения показаний стрелки указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле.

Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах положение стрелки не меняется, то это указывает на замыкание электропроводов.

Устранить замыкание.

- Замыкание свечи на массу

Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При выходе стрелки за пределы шкалы отсоединить провод от вывода правой свечи. Отсутствие выхода стрелки за пределы шкалы указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя работоспособность шунтирующего реле

Показание вольтметра не изменяется

- Перегорание спирали термореле

Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали.

Замените термореле

- Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи

Включите ЭФУ и проверьте наличие напряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Замените свечу, и восстановите контакт

- Перегорание одной из свечей

Включить ЭФУ на 10-15 секунд, затем заменить холодную свечу

Нет факела свечи

- Отсутствие поступления топлива к свече

Ослабить топливоподводящий штуцер на свече.

Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом

- Непрохождение топлива через свечу

Вывернуть свечу из коллектора.

Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости.

Проверить наличие пламени факела

- Негерметичность системы питания топливом

Устранить негерметичность