Как собрать двигатель ЗМЗ-406

1. Осмотреть блок цилиндров. Если на нем есть трещины, его нужно заменить.

2. Для того чтобы проверить герметичность рубашки охлаждения блока, нужно заглушить деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подсоединить шланг для подачи сжатого воздуха. Опустить блок в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах негерметичности рубашки охлаждения будут выходить воздушные пузыри. При обнаружении негерметичности блок заменить.

3. Таким же образом проверить масляные каналы блока.

 

4. Осмотреть цилиндры.

Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и т.д., расточить цилиндры под ремонтный размер и отхонинговать. Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров, указанных в таблице. В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца таких же ремонтных размеров.

Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном.

5. Проверить зазоры между цилиндрами и поршнями. Номинальный зазор должен быть в пределах 0,024– 0,048 мм, предельно допустимый — 0,25 мм.

Для обеспечения величины зазора цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп А, Б, В, Г и Д (см. таблицу). Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левой наружной стороне блока, напротив каждого цилиндра.

Размерные группы цилиндров и поршней

Группа

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

А

 

номинальный размер

92,036 – 92,024

номинальный размер

92,000 – 91,988

1-й ремонтный размер *

92,536 – 92,524

1-й ремонтный размер

92,500 – 92,488

2-й ремонтный размер **

93,036 – 93,024

2-й ремонтный размер

93,000 – 92,988

Б

 

номинальный размер

92,048 – 92,036

номинальный размер

92,012 – 92,000

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

1-й ремонтный размер

92,512 – 92,500

2-й ремонтный размер

93,048 – 93,036

2-й ремонтный размер

93,012 – 92,000

В

 

номинальный размер

92,060 – 92,048

номинальный размер

92,024 – 92,012

1-й ремонтный размер

92,560 – 92,548

1-й ремонтный размер

92,524 – 92,512

2-й ремонтный размер

93,060 – 93,048

2-й ремонтный размер

93,024 – 92,012

Г

 

номинальный размер

92,072 – 92,060

номинальный размер

92,036 – 92,024

1-й ремонтный размер

92,572 – 92,560

1-й ремонтный размер

92,536 – 92,524

2-й ремонтный размер

93,072 – 93,060

2-й ремонтный размер

93,036 – 92,024

Д

 

номинальный размер

92,084 – 92,072

номинальный размер

92,048 – 92,036

1-й ремонтный размер

92,584 – 92,572

1-й ремонтный размер

92,548 – 92,536

2-й ремонтный размер

93,084 – 93,072

2-й ремонтный размер

93,048 – 92,036

* 1-й ремонтный размер увеличен на 0,5 мм

** 2-й ремонтный размер увеличен на 1,0 мм

Зазор можно определить, измерив диаметр поршня и цилиндра.

Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней плоскости блока, в двух перпендикулярных направлениях.

6. Проверить зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала.

Зазор должен быть в пределах 0,019–0,073 мм. Зазоры можно рассчитать, измерив, диаметры шеек коленвала и отверстий под шейки при установленных вкладышах и крышках коренных подшипников, или измерить их с помощью калиброванной пластмассовой проволоки.

Измеряют зазоры в следующем порядке:

- Очистить шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.

- Уложить коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами.

- Положить на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки.

- Установить крышки коренных подшипников с установленными в них вкладышами, завернуть болты крепления крышек и затянуть моментом 100 Н·м (10 кгс·м). При этом запрещается проворачивать коленчатый вал.

- Снять крышки коренных подшипников и по сплющиванию проволоки определить зазор по шкале, нанесенной на упаковке проволоки.

Перед сборкой двигателя желательно еще раз пробежаться по статьям, относящимся к разделу «Двигатель ЗМЗ - 405, ЗМЗ - 406». А потом перейти опять к этой статье и в соответствии с пунктами собирать двигатель. Главное в этом деле не спешить, и делать все внимательно.

Для сборки нужно приобрести все необходимые инструменты. Некоторые инструменты можно позаимствовать, так как они необходимы только при капитальном ремонте двигателя.

Все крепежные соединения должны быть затянуты в соответствии с таблицей моментов.