Снятие и разборка коробки передач ЗИЛ-5301

При снятии коробки передач необходимо отвернуть болты крепления крышки пола кабины, снять его и отвернуть фланец крепления карданного вала.Отвернуть болты крепления ПГУ к кронштейну, отсоединить толкатель от рычага вилки сцепления и, не разъединяя трубопопроводы, закрепить ПГУ на автомобиле так, чтобы не повредить трубопроводы. Снять картер с рычагом переключения передач. Отсоединить кронштейн промежуточной опоры от поперечины рамы и опустить карданный вал, отсоединить вал спидометра.

134kpРис. 1

Рис. 5-2. Снятие коробки передач с автомобиля с помощью домкрат-тележки

Рис. 5-3. Подвеска для транспортировки коробки передач

Рис. 5-4. Приспособление для сборки и разборки коробки передач

Отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления с помощью накидного ключа.

Отсоединить от картера сцепления коробку передач и снять ее при помощи домкрат-тележки со специальным съемником 32П-1270 (рис.5-2).

Сняв коробку передач с автомобиля, надо установить на место картер с рычагом управления коробкой.

Перед разборкой необходимо слить масло, вывернуть пробку из сливного отверстия, затем очистить и промыть коробку передач снаружи.

С помощью подвески (рис. 5-3) зацепить коробку, поднять ее подъемником и установить на приспособление (рис. 5-4) для разборки и сборки коробок передач.

Установка коробки передач на автобус осуществляется в последовательности, обратной ее снятию.

РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

134kp1Для снятия и разборки картера наконечника рычага переключения передач вывернуть предохранитель включения первой передачи и заднего хода 62  Отвернуть четыре болта крепления картера, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.Отвернуть гайку с наконечника, снять рычаг и вынуть шпонку.

Закрепить картер наконечника рычага в тиски, направив наконечник вниз. Отвернуть гайку 3 (рис. 5-5) крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось 4 с промежуточным рычагом. Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину 5, снять опору 6 рычага, вынуть рычаг 10 в сборе и фиксатор 7 рычага.

Снятие и разборка механизма переключения передач

Отвернуть болты крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента.

Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении (рис. 5-6), в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.

Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке.

Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках 9, 10, и 11 (рис. 5-7), отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока.

С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпрессовать заглушку из гнезда.

Рис. 5-5. Узел картера наконечника рычага переключения передач:

134kp1.21 -  сухарь промежуточного рычага: 2- промежуточный рычаг включения первой передачи и передачи заднегохода; 3 - гайка оси; 4 - ось рычага; 5- пружина рычага; 6 - опора рычага; 7 - фиксатор рычага: 8 - картер рычага: 9 - защитный чехол; 10 - наконечник рычага переключения передач

Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики, вынуть шток другой рукой. Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.

Снятие и разборка первичного вала

Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.

Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съемника 40П-5019 (рис. 5-8) и снять вал с подшипником в сборе. (Обычно первичный вал спрессовывается легко без съемника , с помощью двух отверток)

Снять замочные кольца 2 (рис. 5-9) и спрессовать подшипник с помощью приспособления.                

Снятие и разборка вторичного вала.Застопорив воротком шестерню первой передачи, отвернуть гайку фланца вторичного вала, спрессовать фланец. Отвернуть болты крепления крышки вторичного вала и снять крышку с прокладкой.

Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка. Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала (рис.5-10), вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами (рис. 5-11,а). Снять с вала синхронизатор 1 четвертой и пятой передач, шестерню 12 первой передачи. Снять при помощи двух отверток ( замочное кольцо 2  крепления шестерни четвертой передачи.Снять упорную шайбу 3 вместе с шестерней 4 четвертой передачи и стальную втулку 5вместе со стопором, упорную шайбу 6 и шестерню 7 третьей передачи, синхронизатор 8 второй и третьей передач.Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи. Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизаторы без необходимости разбирать не следует.

Снятие и разборка промежуточного вала и блока шестерен заднего хода

Отвернуть болт крепления стопора оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока. Для выпрессовки оси 55   блока шестерен заднего хода применяют съемник модели И.803.20.00 (рис. 5-13).

Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала,снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника. Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника. Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала. Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника со вторичного вала (рис. 5-10).

Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную (рис. 5-14).Вынуть наружное кольцо подшипника промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо.

136kpРис. 5

Для разборки промежуточного вала спрессовать внутреннее кольцо подшипника с роликами, снять замочное кольцо 1 (рис. 5-15), спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления(рис. 5-16) или с помощью подкладок на прессе. Последние две шестерни 6 заднего хода и 7 второй передачи надо спрессовать вместе.

135kp

Рис. 5.10

 

Рис. 6-2. 1 -  синхронизатор четвертой и пятой передач;2 и 9 - замочные кольца: 3,  10 - упорные шайбы;4 - шестерня четвертой передачи: 5 - втулка шестерни .четвертой передачи: 7 - шестерня третьей передачи:8 - синхронизатор второй  и третьей передач:11 - шестерня второй передачи; 12 - шестерня первой передачи:13 - вторичный вал, блок шестерен, два роликовых подшипника и распорная втулка Вторичный вал в сборе:

Рис. 5-15. Промежуточный вал коробки передач в сборе1 -  замочное кольцо; 2 – шестерня постоянного зацепления;3 - распорная втулка: 4 - шестерня четвертой передачи: 5 - шестерня третьей передачи; 6 - шестерня заднего моста:7 -шестерня второй передачи: 8 - шпонка; 9 - зубчатый венец первой передачи; 10 - вал

Рис. 5-73. Съемник модели И803.20.00 оси блока шестерен заднего хода