Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой 11 пятой передач.

Передаточные числа:

  • Первая передача – 7,44
  • Вторая передача – 4,10
  • Третья передача – 2,29
  • Четвертая передача – 1,47
  • Пятая передача – 1,00
  • Задний ход – 7,09

КПП ЗИЛ-131 поперечный разрезКоробка прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала. -

Первичный вал 1 установлен на двух шарикоподшипниках. Передний подшипник 53 установлен в расточке фланца коленчатого вала, задний 2 — в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник имеет защитную шайбу и от осевых перемещений закреплен стопорным кольцом 3, установленным в канавке его наружного кольца.

Передний конец вторичного вала 34 опирается на роликовый подшипник 51. Задний конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник 22, закрепленный стопорным кольцом 29 в стенке картера.

Промежуточный вал 44 установлен на двух подшипниках. Передний подшипник 46 роликовый, без внутреннего кольца; ролики катятся непосредственно по шейке вала. Стопорное кольцо 48 ограничивает возможность перемещения наружного кольца подшипника. Отверстие под подшипник в картере закрывается заглушкой 47,

которую устанавливают на краске; при установке коробки на картер сцепления это место дополнительно уплотняется резиновым кольцом 49. Задний подшипник 31 шариковый, с защитной шайбой и с полным заполнением шариками для увеличения срока его службы; подшипник закреплен стопорным кольцом 32.

Блок 57 шестерен заднего хода вращается на двух роликоподшипниках 54, установленных на неподвижной оси 56.

Подшипники коробки передач регулировки не требуют. Шестерня первичного вала1 и шестерня 45 привода промежуточного вала, шестерни четвертой 7 и 41, третьей 8 и 39 и второй 18 и 35 передач имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении между собой, остальные шестерни имеют прямые зубья.

Шестерни четвертой 7, третьей 8 и второй 18 передач вторичного вала свободно вращаются на соответствующих шейках вторичного вала. При этом соприкасающиеся поверхности шестерен второй и третьей передач и вала, а также шестерни четвертой передачи и втулки 6 работают сталь по стали. Втулка 6 стопорится от проворачивания на валу штифтом.

КПП ЗИЛ-131 продольный разрезДля предотвращения заедания и обеспечения надежной смазки при работе деталей сталь по стали шейки вала и внешняя поверхность втулки имеют специальную форму в виде чередующихся выступов и впадин; поверхность этих деталей фосфатирована, а фосфатный слой пропитан специальным составом, предотвращающим заедание в период приработки.

При такой установке шестерен на вторичном валу необходимо строго соблюдать соответствие применяемого масла требованиям карты смазки. Применение других масел или загрязненное масло может вызвать заедание шестерен на шейках вторичного вала и втулке.

Шестерни на шейках вала закреплены в осевом направлении замочными кольцами 37 и 43. Опорные шайбы 36 и 42 шестерен четвертой и второй передач имеют шлицевые соединения с валом. Для безударного включения второй и третьей, четвертой и пятой передач в коробке передач установлены два синхронизатора инерционного типа; шестерни имеют конусы для работы с синхронизаторами. Наличие синхронизаторов облегчает переключение передач и увеличивает срок службы коробки передач.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое производится заправка коробки передач маслом при отсутствии коробки отбора мощности. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробок отбора мощности.

По особому требованию на автомобиле может быть установлена тяговая лебедка. В этом случае для ее привода на правом люке коробки передач устанавливают коробку отбора мощности. Отбор мощности производится от переднего венца блока шестерен 57 заднего хода.

Механизм переключения передач размещен в крышке 11 коробки передач. Верхняя часть крышки 64 с рычагом 68 переключения передач, промежуточным рычагом 69 включения первой передачи и заднего хода съемная, устанавливается по втулкам 12.

Дополнительное усилие, которое требуется для включения синхронизированных передач, обеспечивается соотношением плеч рычага переключения передач.

Наличие промежуточного рычага 69 уменьшает ход рычага переключения передач при включении первой передачи и заднего хода, вследствие чего ход рычага для включения всех передач одинаков. Промежуточный рычаг 69 блокируется в нейтральном положении пальцем предохранители 62, размещенного в стенке крышки 64 коробки передач.

Чтобы включить первую передачу или задний ход, необходимо рычагом 68 через палец промежуточного рычага и палец предохранители сжать пружину предохранители до упора, затем перевести рычаг 68 в положение, соответствующее положению рычага при включении первой передачи или заднего хода. Чтобы снять верхнюю часть крышки 64 коробки передач, необходимо сначала вывернуть корпус предохранители 62 на 8—9 оборотов. Стержни 71, 72 и 73 переключения передач удерживаются в требуемом положении фиксаторами, состоящими

из шарика 14 и пружины 13; на стержнях имеются канавки под шарик. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется замочное устройство, состоящее из штифта 15 и двух пар шариков 16; при перемещении какого либо стержня два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на стержнях.

Работа синхронизаторов. Конусные кольца З синхронизатора жестко связаны между собой с помощью трех пальцев 1, концы которых развальцованы. Эти пальцы в средней части имеют конические поверхности, являющиеся блокирующими. Отверстия в диске каретки 2,

через которые проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде фасок с двух сторон отверстия. Конусные кольца З не имеют жесткой связи с кареткой 2 и могут быть смещены относительно нее; они связаны с кареткой через три фиксирующих пальца 7, внутри которых размещены пружины 6 и по два шарика 5. В кольца З запрессованы опоры 4 для шариков фиксатора.

При передвижении каретки, например, вилкой 10 (см. рис. 2) конусное кольцо З, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу 8 шестерни. Вследствие разности чисел оборотов каретки, связанной с вторичным валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с первичным валом, происходит сдвиг конусного кольца З относительно каретки 2 до соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев 1 с блокирующими поверхностями каретки 2, препятствующими дальнейшему продвижению каретки. Как только числа оборотов каретки и шестерни станут равными (произойдет синхронизация), блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению каретки и передача включится без шума и удара.

Для нормальной работы синхронизаторов и предупреждения преждевременного износа колец необходимо правильно и своевременно регулировать свободный ход педали сцепления. Если сцепление ведет, переключение передач становится затруднительным. В случае включения синхронизированных передач с шумом следует немедленно выяснить причину неисправности и устранить ее во избежание преждевременного выхода из строя синхронизаторов.

Для предотвращения вытекания масла из коробки передач место выхода вторичного вала уплотнено самоподжимным резиновым сальником 28 (рис. 1), дополнительно защищенным отражателем, а на первичном валу имеется маслоотгонная канавка (шнек). Для того чтобы вода не попадала в коробку передач при преодолении бродов, место входа в коробку рычага переключения уплотнено резиновым чехлом со стяжными хомутами, а поверхность стыка картера коробки передач с картером сцепления, а также крышка коробки, крышки люков и крышки подшипников уплотнены специальной уплотняющей пастой. Для предотвращения повышения давления в коробке передач или появления в ней разрежения при колебаниях температуры внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку 21, установленную на задней стенке кабины,

Уход за коробкой передач. При уходе за коробкой передач необходимо проверять крепление коробки к картеру сцепления, а также крепление коробки отбора мощности (при ее наличии), поддерживать нормальный уровень масла в коробке передач и своевременно менять его согласно карте смазки. Масло применять только того сорта, который указан в карте смазки.

При смене масла необходимо очищать магнит сливной пробки и промывать вентиляционную трубку, засорение которой может вызвать повышение давления в картере коробки передач, что приводит к течи масла.

При разборке коробки нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек 27, 30 и 52 (см. рис. 1); момент затяжки должен быть не менее 25 кГм. Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала.

Вдавливание края гайки в паз вала должно производиться бородком с закругленным концом для предотвращения разрыва края гайки. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить