Ремонт стояночного тормоза автомобиля Урал

Стояночный тормоз барабанного типа с механическим приводом (рис. 1).

Привод стояночного тормоза рычагом и тягой связан с рычагом 13 тормозного крана, что обеспечивает при торможении автомобиля стояночным тормозом включение рабочей тормозной системы прицепа (полуприцепа).

Стояночный тормоз смонтирован на раздаточной коробке.

Тормозной щит с колодками закреплен к крышке подшипника вала привода заднего моста, а тормозной барабан на фланце этого вала.

Ремонт стояночного тормоза автомобиля Урал

Стояночный тормоз и его привод частично или полностью разбираются в основном при снижении эффективности торможения, не устраняемом регулировкой привода, а также при снижении надежности фиксации рычага стояночного тормоза в заторможенном состоянии.

Причинами снижения эффективности торможения могут быть замасливание, разрушение от нагрева или полный износ накладок тормозных колодок, а также ослабление затяжки болтов крепления щита тормоза к раздаточной коробке.

Причина нарушения фиксации рычага — износ сектора 5 или собачки 4 рычага.

Ремонт стояночного тормоза автомобиля Урал

Разборка и снятие деталей стояночного тормоза

Отвернуть гайки и снять карданный вал привода среднего моста.

Отвернуть гайку и снять болт крепления трубы эжекции к третьей поперечине рамы.

Отвернуть два винта крепления барабана к фланцу, приподнять трубу эжекции вверх и снять барабан.

Снять стяжные пружины 24 и колодки 23.

Расшплинтовать и снять палец, отсоединить тягу 20 от рычага 21.

Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, спрессовать фланец с вала привода заднего моста раздаточной коробки.

Отвернуть болты и снять маслоуловитель, прокладку и щит тормоза в сборе.

Отвернуть болт 25 и снять регулировочный рычаг 21.

Снять стопорное кольцо и извлечь разжимный кулак 22.

При необходимости выпрессовать из кронштейна щита втулку разжимного кулака. (Ось колодок из нижнего кронштейна щита выпрессовывать не рекомендуется).

Разборка и снятие деталей привода стояночного тормоза

Расшплинтовать и снять палец, соединяющий тягу 10 с рычагом 6.

Отвернуть в кабине четыре болта 8 и снять кронштейн в сборе.

Расшплинтовать и снять пальцы, соединяющие тягу 18 с рычагами 11 и 19, тягу 15 с рычагами 13 и 17, тягу 10 с рычагом 17.

Расшплинтовать ось рычага 19, снять шайбу и рычаг.

Отвернуть четыре болта и снять кронштейн 16 в сборе с рычагами.

Разобрать кронштейн 7, для чего отвернуть болт крепления рычага 3 на валу 9 и снять рычаг в сборе с собачкой 4, рычагом 2 и тягой собачки 1.

Снять с вала 9 шпонку рычага 3.

Отвернуть болты крепления фланца и болт крепления рычага 6 на валу 9, снять фланец.

Выпрессовать вал 9 в сборе со шпонкой из рычага 6 и из кронштейна через отверстие под фланец.

Снять с вала 9 шпонку рычага 6. При необходимости отвернуть два болта и снять сектор 5.

Выпрессовать втулки из кронштейна 7 и фланца.

Отвернуть болт и снять рычаг 11 с вала и его шпонку.

Извлечь из кронштейна 16 вал в сборе с рычагом 17, который напрессован на шлицевый конец вала.

Рассоединять шлицевый конец вала с рычагом 17 не рекомендуется. При необходимости выпрессовать из кронштейна 16 втулки.

Ремонт стояночного тормоза автомобиля Урал

Размеры для контроля основных деталей приведены в таблице 1.

Деталь

Размеры, мм

Номинал

допустимый

Ось колодок ручного тормоза

Наружный диаметр в месте опоры колодки

 

28,15+0,100

 

28,10

Втулка разжимного кулака

Внутренний диаметр

 

25+0,150

 

26,00

Кулак разжимной

Диаметр шейки под втулку

 

25-0,025

 

24,85

Вал рычага стояночного тормоза

Наружный диаметр

 

20-0,080

 

19,80

Втулка вала педали сцепления

Внутренний диаметр

 

20+0,150

 

21,00

Втулка

Внутренний диаметр

 

20,45+0,100

 

21,00

Вал промежуточный

Наружный диаметр под втулку

 

20-0,025

 

19,80

Тормозной барабан

Внутренний диаметр

 

300+0,34

 

303,34

Изношенные накладки, если от их поверхности до головок заклепок осталось менее 0,5 мм, следует заменить.

При значительном и неравномерном (с кольцевыми канавками) износе у рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками надо проточить до ремонтных размеров (табл. 2).

Рем. Размер

Внутр. диаметр

тормозного

барабана, мм

Наружн. диам.

колодок по

накладкам

Номинал

300+0,34

300-0,25

Первый

301+0,34

301-0,25

Второй

302+0,34

302-0,25

Третий

303+0,34

303-0,25

При проточке на станке колодки следует базировать, как показано на рис. 3. При этом между разжимным кулаком и сухарями колодок установить пластины толщиной 1 мм.

Замасленные накладки колодок необходимо промыть неэтилированным бензином, а затем просушить. Накладки, имеющие на рабочей поверхности рыхлую композицию и отслоения вследствие перегрева, подлежат замене.

Трещины и другие повреждения колодок не допускаются. В случае ослабления крепления сухарей к носкам колодок, следует подтянуть винты.

Сборку стояночного тормоза и его привода проводить в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо выполнить следующие требования:

- при установке тормозного щита на раздаточную коробку прокладку маслоуловителя надо смазать уплотнительным смазочным материалом (момент затяжки болтов крепления щита должен быть 8,0—10 кгс/м);

- разжимный кулак и его втулку, ось колодок и тормозные колодки в месте опоры на ось, а также оси и втулки в приводе стояночного тормоза смазать графитной смазкой;

- при установке стяжных пружин 24 (см. рис. 1) пружину диаметром 28 мм установить у разжимного кулака, а диаметром 20 мм — у оси опоры колодок;

- метки «а» на шлицевых торцах разжимного кулака 22 и регулировочного рычага 21 при сборке совместить;

- рычаг 6 обработанной стороной установить к правой внутренней стенке кронштейна 7.

После сборки стояночный тормоз необходимо обязательно отрегулировать. При этом рычаг 2 должен находиться в крайнем нижнем положении на упоре.

В соединении скобы 12 с рычагом 13 тормозного крана обязательно установить зазор до 2 мм, изменяя длину тяги 15.

Изменением длины тяги 18 и перестановкой рычага 21 на шлицах разжимного кулака 22 отрегулировать зазор между накладками тормозных колодок и барабаном, который должен быть в пределах 0,3—0,6 мм.

При правильно отрегулированном стояночном тормозе ход рычага 3 при полном торможении должен составлять четыре — шесть зубьев сектора, при этом рычаг привода должен фиксироваться.

После приработки накладок тормозных колодок следует проверить эффективность работы стояночного тормоза.