Сварочные работы

Подготовка автомобиля к сварочным работам

Все повреждения кузовов устраняют, как правило, с использованием сварки. Выбор способа сварки имеет большое зна­чение с позиций как качества сварного шва, так и производительности процесса. При ремонте кузовов автомобилей и авто­бусов используют газовую, электродуго­вую, ручную полуавтоматическую элект­родуговую в среде защитного газа и кон­тактно-точечную сварки.

Сварка кузовных деталей газовой сваркой

Газовую сварку при­меняют при ремонте кузовов для выпол­нения прихваток, нанесения латунных припоев в местах концентрации напряже­ний и ряда других операций. Недостатком газовой сварки являются значительные (Коробления свариваемых деталей, их пе­регрев и большая трудоемкость доводки поверхности. Однако простота технологи­ческого процесса сварки и доступность ис­пользуемого оборудования обусловлива­ют широкое применение газовой сварки при ремонте кузовов. Для газовой сварки промышленность выпускает стационар­ные посты с централизованной разводкой ацетилена и кислорода и передвижные по­сты, укомплектованные тележкой с двумя баллонами, снабженными редукторами типа БКД-50 для редуцирования кислоро­да и БАД-5 для редуцирования ацетилена. Шланги изготавливают из вулканизиро­ванной резины с тканевой прослойкой и нитяной оплеткой снаружи, отделанные резиновым слоем. Наружный слой ацети­леновых шлангов красного цвета, а кисло­родного — синего цвета.

Подготовка сварочной установки и прекращение сварки

Пуск в работу сва­рочной ацетилено-кислородной установ­ки с баллонами осуществляют в следую­щем порядке:

- устанавливают на горелку наконеч­ник, соответствующий толщине сваривае­мых деталей;

- открывают краны баллонов на 1/3 оборота;

- завинчивая регулировочный винт, на­страивают регулятор давления на давле­ние 20 — 40 кПа для ацетилена и 120 — 150 кПа для кислорода. При превышении указанного давления слегка открывают кран соответствующего газа на горелке, а затем немного ослабляют регулировоч­ный винт до установки заданного давле­ния;

Ручная электросварка

Ручная элект­росварка широкого применения при ре­монте кузовов легковых автомобилей не находит, так как получить качественный сварной шов при соединении стальных ли­стов толщиной 0,7 — 1,0 мм не представ­ляется возможным. Однако при сварке не­которых силовых элементов основания кузова, которые применяются у отдель­ных легковых автомобилей с толщиной листа более 1 мм, этот вид сварки является обоснованным.

Электродуговая сварка более доступ­на из-за простоты процесса и оборудова­ния и дешевле, чем газовая. Кроме того, она создает незначительные коробления . свариваемого металла, и то только в зоне сварного шва вследствие сосредоточения тепла лишь в месте нагрева для сварки.

Полуавтоматическая дуговая сварка в среде углекислого газа

В последнее время в кузоворемонтном производстве получи­ла широкое распространение полуавтома­тическая сварка в среде защитного газа, при которой:

  • зона нагрева узкая, в связи с чем сва­риваемые детали не подвергаются значи­тельным тепловым деформациям и полу­чают незначительное тепловое воздейст­вие на соседние детали;
  • не требуется тепловой изоляции око­лосварочной зоны;
  • лакокрасочное и противокоррозион­ное покрытия разрушаются в меньшей степени, снижается опасность их воспла­менения;
  • уменьшается объем подготовитель­ных, правочных работ перед окраской;
  • увеличивается скорость проведения сварочных работ благодаря быстрому плавлению электрода;
  • улучшаются механические характе­ристики сварных швов (прочность, удар­ная вязкость и т. д.) при соединении дета­лей;

качественный шов получается даже при сварке недостаточно тщательно очи­щенных и подогнанных друг к другу по­верхностей свариваемых деталей, а также при сварке листов различной толщины.

Характеристики и устройство свароч­ных полуавтоматов

Сварку кузовов в сре­де углекислого газа производят с исполь­зованием полуавтоматов, характеристики некоторых из них приведены в таблице

Режимы сварки

Сварку выполняют короткой дугой при напряжении 17 — 23 В. Увеличение напряжения более 23 В при­водит к возрастанию разбрызгивания и сильному окислению металла шва, сниже­нию стойкости против образования пор. При снижении напряжения менее 17 В за­трудняется возбуждение электрической дуги и, как следствие, ухудшается форми­рование сварочного шва. Режим сварки выбирают по графику. Ориенти­ровочные режимы сварки тонколистовой стали омедненной проволокой марки Св-08Г-О

График зависимости силы тока от толщины металла

В зависимости от конструктивного расположения элемента, доступности к со­единяемым деталям, их назначения в кон­струкции кузова и толщины свариваемых деталей сварку осуществляют сплошным, прерывистым или точечным швом, а также по выполненным отверстиям.

сварка сплошным швом

Сварку сплошным швом вы­полняют в основном на деталях, соединя­емых встык. При этом виде сварки подачу сварочной проволоки производят непре­рывно. Продолжительность процесса сварки регулируют пусковой кнопкой, расположенной на сварочной горелке.

Перед сваркой подсоединяют провод массы. При отсутствии массы электриче­ская дуга не возникает, и проволока, раз­матываясь, отталкивает горелку. Перед началом сварки необходимо, чтобы элект­родная проволока выходила из сварочной горелки на 8 — 10 мм. Этого достигают нажатием на пусковую кнопку. Лишнюю проволоку удаляют бокорезом.

Электроконтактная точечная сварка

Это наиболее перспективная при ремонте кузовов сварка. Такой способ соединения деталей представляет собой процесс свар­ки без присадочного материала, использу­ющий в качестве источника тепла явление нагрева электрическим током большой си­лы, пересекающим зону соединения, кото­рую подвергают сжатию в процессе свар­ки. Металл разогревают до плавления, ко­торое мгновенно распространяется на всю его толщину. После выключения тока расплавленный сжатый металл образует сплошной стержень, который быстро за­твердевает. По окончании затвердевания снимают усилие сжатия листов. Неболь­шое углубление на поверхности деталей определяет положение сварочной точки.

Устранение повреждений кузова синтетическими материалами

Устранение повреждений на кузове с применением синтетических материалов осуществляют двумя методами: заполне­нием и напылением. Для заделки вмятин и сквозных коррозионных повреждений заполнением используют композиции на основе эпоксидных смол. Метод напыле­ния получил широкое распространение при выравнивании неровностей на повер­хностях кузова.