Окраска кузова автомобиля

Основные свойства эмалей и лакокрасочного покрытия. Ка­чество окраски кузовов зависит от качест­ва и стойкости лакокрасочных материа­лов, используемых для этой цели

Они представляют собой многокомпонентные жидкие составы, которые после нанесения их на поверхность тонким слоем и высы­хания образуют пленки, прочно сцеплен­ные с поверхностью. Образование пленок (покрытий) обусловлено наличием в соста­ве лакокрасочных материалов пленкооб­разующих веществ: синтетических смол, эфиров целлюлозы и некоторых расти­тельных масел.

В состав лакокрасочных материалов, кроме пленкообразующих, могут входить пластификаторы, сиккати­вы, отвердители, пигменты и некоторые другие добавки.

Качество лакокрасочных материалов оценивается показателями, основными из которых являются:

условная вязкость — это время исте­чения в секундах определенного объема лакокрасочного материала через калибро­ванное сопло вискозиметра при 18 — 20°С. От вязкости зависит пригодность матери­ала к нанесению на поверхность, образо­вание потеков и другие свойства. Для оп­ределения условной вязкости используют вискозиметры;

время и степень высыхания определя­ют при естественной сушке, используя стеклянные или стальные пластинки, пла­стинки из черной жести со слоем нанесен­ного лакокрасочного материала.

Их вы­держивают в горизонтальном положении до момента, когда пальцы при легком при­косновении не прилипают к слою лакок­расочного материала, в помещении, защи­щенном от пыли, сквозняка и прямого по­падания солнечных лучей, при температу­ре (20±2)°С и относительной влажности воздуха (65 ± 5) %, после чего проводят испытание образца. При горячей сушке пластинки со слоем лакокрасочного мате­риала выдерживают в течение 3 ч при температуре (20+ 2)°С;

Укрывистость — это способность кра­ски или эмали, равномерно нанесенной на поверхность, делать невидимым ее цвет или в случае нанесения на черно-белую подложку уменьшать контрастность меж­ду черной и белой поверхностями до исчезновения разницы между ними. Чем вы­ше укрывистость, тем меньше расход кра­ски или эмали;

определение розлива — это способ­ность лакокрасочного материала после нанесения на подложку растекаться с об­разованием ровного поверхностного слоя. Розлив оценивают величиной шагрени и наличием потеков.

Определение основных свойств лакок­расочных покрытий производят на пла­стинках из различных материалов. Пла­стинки очищают от загрязнений и высу­шивают. Затем на них наносят грунтовки. Толщина высохшей пленки грунтовки под нитроэмаль должна быть 15 — 20 мкм, а под все остальные виды лакокрасочных материалов 15 — 20 мкм, за исключением фосфатирующих, их наносят толщиной 5— 8 мкм.

Перед нанесением лакокрасочных ма­териалов на загрунтованную поверхность их размешивают, доводят разбавителями до рабочей вязкости и фильтруют. С по­мощью краскораспылителя, окунанием или наливом лакокрасочный материал на­носят на пластину, а затем сушат. Толщи­ну покрытия измеряют несколькими спосо­бами приборами ТПН-IV, ТЛКП, ИТП-1, микрометром.

метод проверки адгезией

Одним из важных показателей, опре­деляющих защитные свойства покрытий и срок их службы, является прочность при­липания к окрашиваемой поверхности (адгезионная способность). Чаще всего ис­пользуют метод решетчатого надреза.

Ис­пользуя шаблон с прорезями, на покрытие наносят 5 параллельных надрезов' брит­вой до подложки с промежутками 1 — 2 мм и столько же в перпендикулярном направ­лении. В результате на покры­тии образуется решетка из надрезов. За­тем покрытие очищает кистью от отслоив­шихся кусочков пленки и оценивают адге­зию по четырехбалльной шкале.

Важными характеристиками качества покрытий являются устойчивость покры­тия к удару и прочность покрытия при изгибе. Эти характеристики важны для покрытий, подвергающихся ударным на­грузкам и, соответственно, знакоперемен­ным и вибрационным нагрузкам.

Прочность покрытия на удар проверяют прибором У-1А методом, основанным на определении максимальной высоты, с которой груз массой 1 кг, падая на специальный боек прибора, не вызывает разрушения покры­тия.

Испытание покрытий на изгиб дает возможность оценить способность нане­сенных покрытий следовать за деформа­цией подложки без растрескивания и от­слаивания.

Устойчивость к образивному изнаши­ванию является показателем качества по­крытий, подвергающихся истиранию при эксплуатации. Для этого покрытие нано­сят на образец и подвергают истиранию просеянным и высушенным песком, пада­ющим с высоты 1800 мм. Масса песка в граммах, израсходованного на истирание покрытия, характеризует его абразивостойкость.

Для измерения твердости покрытия, характеризующей способность покрытия оказывать сопротивление проникновению или вдавливанию в него твердого тела, чаще всего используют метод определе­ния твердости с помощью маятникового прибора М-3.

Сплошность покрытий (поры, трещи­ны, проколы) определяют с помощью де­фектоскопа ЛКД-1. При необходимости проводят испытания лакокрасочных по­крытий на масло- и бензостойкость, блеск и цвет по соответствующим методикам и с использованием приборов.

Способы и оборудование для нанесе­ния лакокрасочных материалов. Лакок­расочные материалы наносят различными способами, отдавая предпочтение одним при изготовлении кузовов, а другим при их техническом обслуживании и ремонте. Наилучшие результаты по качеству по­крытия получаются при пневматическом распылении в электрическом поле.